Памятник на могиле Нестерова М.В. (1862–1942), арх. А.Щусев, худ. П.Корин, на Новодевичьем кладбище (2–26–19).

НЕСТЕРОВ Михаил Васильевич (1862–1942)

 

Живописец. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Родился 19(31).5.1862 в Уфе в купеческой семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877—81 и 1884—1886) у В. Г. Перова, А. К. Саврасова, И. М. Прянишникова, в Петербургской АХ (1881—84) у П. П. Чистякова. С 1889 экспонент, с 1896 член Товарищества передвижников. Жил главным образом в Москве (в 1890—1910 — в Киеве). Вначале писал в духе передвижничества жанровые картины («Знаток», 1884. Третьяковская галерея), исторические композиции («До государя челобитчики», 1886, собрание Г. Б. Смирнова, Москва), портреты; много работал как иллюстратор. В картинах «Пустынник» (1888—89, Третьяковская галерея), «Видение отроку Варфоломею» (1889—90, там же) интересы Нестерова перемещаются в область духовно-религиозных и этических проблем, поисков просветлённой и чистой душевной красоты людей, пренебрегших суетой мира; Нестеров воспринимал их в единстве с одухотворёнными лирическими образами неяркой северной природы — холодных озёр, перелесков и одиноких деревьев. Тихая созерцательность, умиротворённое настроение, активная эмоциональная роль блёклого, серебристого широко развёрнутого пейзажа внесли новые поэтические ноты в русскую живопись. Боль за народ принимала у Нестерова форму религиозно-патриархальных иллюзий, которые проявлялись в его живописи всё сильнее; интерес к психологии верующих, к эмоциям просветления и озарения приводил художника к своеобразному драматизму («Под благовест», 1895, «Великий постриг», 1897—98, «Святая Русь», 1901—06, — в Русском музее, Ленинград; «На Руси», 1916, Третьяковская галерея). Всё явственнее обозначались в живописи Нестерова черты «модерна» — интерес к образной символике, сближение картины с декоративным панно, блёклость разбелённого цвета, плоскостность композиции. В монументальной живописи (росписи Владимирского собора в Киеве, 1890—95; мозаики церкви Спаса «на крови» в Петербурге, 1894—97; росписи Марфо-Мариинской обители в Москве, 1908—11) эти черты постепенно приобретали характер холодной стилизации, а историко-религиозные темы получали всё более официальную церковную трактовку. Вместе с тем реалистические устремления художника, его интерес к раскрытию душевного строя человека в единении со средой — интерьером и пейзажем — нашли выражение в портретах, великолепных по цельности образного строя, ясности характеристик, мягкости лепки, выразительности силуэтов («Е. П. Нестерова», 1905, «Философы». 1917, — в Третьяковской галерее; «О. М. Нестерова», 1906, Русский музей). В советское время реалистические начала творчества Нестерова получили качественно новое развитие. Он работал главным образом как портретист, создав замечательные образы деятелей науки и искусства. Эти портреты, в основном 1930-х гг. (П. Д. и А. Д. Кориных, 1930, А. Н. Северцова, 1934, И. Д. Шадра, 1934, С. С. Юдина, 1935, И. П. Павлова, 1935, Государственная премия СССР, 1941; К. Г. Держинской, 1937, Е. С. Кругликовой, 1938, В. И. Мухиной, 1940, — все в Третьяковской галерее), выдвинули художника в ряд ведущих мастеров живописи социалистического реализма. Их объединяют ощущение богатства духовной жизни, творческого горения, разнообразие остро выявленных характеров и гибкость в выборе средств, наиболее рельефно выражающих психологических склад и настроение человека. Портретам свойственны совершенство картинной формы, гармоничное, чёткое построение композиции, точность живописной характеристики объёма и пространства. Нестеров продолжал работать и как тонкий мастер лирического пейзажа («Осень в деревне», 1942. Третьяковская галерея). Награждён орденом Трудового Красного Знамени. Скончался 18.10.1942 в Москве.

БСЭ

М.В.Нестерову установлена мемориальная доска на Сивцевом вражке, дом 43.

 

Вместе с М.В.Нестеровым похоронены:
Шретер Виктор Николаевич (1885–1937), юрист, сотрудник ВСНХ, иностранного отдела Наркомтяжпрома, профессор, заведующий кафедрой МИНХа, репрессирован, реабилитирован посмертно;
Нестеров Алексей Михайлович (1907–1942), коневод, сын М.Нестерова;
Нестерова Екатерина Петровна, урожд. Васильева (1879–1955), жена М.Нестерова;
Нестерова-Шретер Ольга Михайловна (1886–1973), художник, дочь М.Нестерова, репрессирована, реабилитирована;
Нестерова-Шретер Ирина Викторовна (1918–2003), кинохудожник, дочь В.Шретера, внучка М.Нестерова.