НЕСТЕРОВ Михаил Васильевич (1862–1942)
Живописец. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Родился
19(31).5.1862 в Уфе в купеческой семье. Учился в Московском училище
живописи, ваяния и зодчества (1877—81 и 1884—1886) у В. Г. Перова,
А. К. Саврасова, И. М. Прянишникова, в Петербургской АХ (1881—84) у
П. П. Чистякова. С 1889 экспонент, с 1896 член Товарищества
передвижников. Жил главным образом в Москве (в 1890—1910 — в Киеве).
Вначале писал в духе передвижничества жанровые картины («Знаток»,
1884. Третьяковская галерея), исторические композиции («До государя
челобитчики», 1886, собрание Г. Б. Смирнова, Москва), портреты;
много работал как иллюстратор. В картинах «Пустынник» (1888—89,
Третьяковская галерея), «Видение отроку Варфоломею» (1889—90, там
же) интересы Нестерова перемещаются в область духовно-религиозных и
этических проблем, поисков просветлённой и чистой душевной красоты
людей, пренебрегших суетой мира; Нестеров воспринимал их в единстве
с одухотворёнными лирическими образами неяркой северной природы —
холодных озёр, перелесков и одиноких деревьев. Тихая
созерцательность, умиротворённое настроение, активная эмоциональная
роль блёклого, серебристого широко развёрнутого пейзажа внесли новые
поэтические ноты в русскую живопись. Боль за народ принимала у
Нестерова форму религиозно-патриархальных иллюзий, которые
проявлялись в его живописи всё сильнее; интерес к психологии
верующих, к эмоциям просветления и озарения приводил художника к
своеобразному драматизму («Под благовест», 1895, «Великий постриг»,
1897—98, «Святая Русь», 1901—06, — в Русском музее, Ленинград; «На
Руси», 1916, Третьяковская галерея). Всё явственнее обозначались в
живописи Нестерова черты «модерна» — интерес к образной символике,
сближение картины с декоративным панно, блёклость разбелённого
цвета, плоскостность композиции. В монументальной живописи (росписи
Владимирского собора в Киеве, 1890—95; мозаики церкви Спаса «на
крови» в Петербурге, 1894—97; росписи Марфо-Мариинской обители в
Москве, 1908—11) эти черты постепенно приобретали характер холодной
стилизации, а историко-религиозные темы получали всё более
официальную церковную трактовку. Вместе с тем реалистические
устремления художника, его интерес к раскрытию душевного строя
человека в единении со средой — интерьером и пейзажем — нашли
выражение в портретах, великолепных по цельности образного строя,
ясности характеристик, мягкости лепки, выразительности силуэтов («Е.
П. Нестерова», 1905, «Философы». 1917, — в Третьяковской галерее;
«О. М. Нестерова», 1906, Русский музей). В советское время
реалистические начала творчества Нестерова получили качественно
новое развитие. Он работал главным образом как портретист, создав
замечательные образы деятелей науки и искусства. Эти портреты, в
основном 1930-х гг. (П. Д. и А. Д. Кориных, 1930, А. Н. Северцова,
1934, И. Д. Шадра, 1934, С. С. Юдина, 1935, И. П. Павлова, 1935,
Государственная премия СССР, 1941; К. Г. Держинской, 1937, Е. С.
Кругликовой, 1938, В. И. Мухиной, 1940, — все в Третьяковской
галерее), выдвинули художника в ряд ведущих мастеров живописи
социалистического реализма. Их объединяют ощущение богатства
духовной жизни, творческого горения, разнообразие остро выявленных
характеров и гибкость в выборе средств, наиболее рельефно выражающих
психологических склад и настроение человека. Портретам свойственны
совершенство картинной формы, гармоничное, чёткое построение
композиции, точность живописной характеристики объёма и
пространства. Нестеров продолжал работать и как тонкий мастер
лирического пейзажа («Осень в деревне», 1942. Третьяковская
галерея). Награждён орденом Трудового Красного Знамени. Скончался
18.10.1942 в Москве.
БСЭ
М.В.Нестерову установлена
мемориальная доска
на Сивцевом вражке, дом 43.
Вместе с М.В.Нестеровым похоронены:
Шретер Виктор Николаевич
(1885–1937), юрист, сотрудник ВСНХ, иностранного отдела
Наркомтяжпрома, профессор, заведующий кафедрой МИНХа, репрессирован,
реабилитирован посмертно;
Нестеров Алексей Михайлович
(1907–1942), коневод, сын М.Нестерова;
Нестерова Екатерина Петровна,
урожд. Васильева (1879–1955), жена М.Нестерова;
Нестерова-Шретер Ольга Михайловна
(1886–1973), художник, дочь М.Нестерова, репрессирована,
реабилитирована;
Нестерова-Шретер Ирина Викторовна
(1918–2003), кинохудожник, дочь В.Шретера, внучка М.Нестерова.