ПРОТАЗАНОВ Яков Александрович (1881–1945)
Кинорежиссёр. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935) и Узбекской
ССР (1943). Один из зачинателей отечественного кинематографа.
Родился 23.1(4.2).1881 в Москва. В 1911—18 поставил около 80
фильмов, в том числе такие значительные, как «Война и мир» (1915,
совместно с В. Р. Гардиным), «Пиковая дама» (1916) и «Отец Сергий»
(1918). Уже в этот период творчество Протазанова отличалось высоким
профессиональным мастерством, интересом к классической русской
литературе, вниманием к искусству актёра. Вынужденный в эти годы
нередко заниматься коммерческими постановками, он в лучших работах
продемонстрировал возможности русского кино. После пребывания за
рубежом Протазанов возвратился в 1923 в Россию. В первых фильмах,
созданных на советских киностудиях, — «Аэлита» (1924) и «Его призыв»
(1925) — он избрал темы, связанные с жизнью страны. Ставил комедии:
«Закройщик из Торжка» (1925), «Процесс о трёх миллионах» (1926),
«Дон Диего и Пелагея» (1928), «Праздник святого Йоргена» (1930). В
них ярко проявилось мастерство популярных актёров И. В. Ильинского,
В. П. Марецкой, А. П. Кторова, М. М. Климова, М. М.
Блюменталь-Тамариной и др. В историко-революционном фильме «Сорок
первый» (1927) Протазанов добился глубокой достоверности в передаче
эпохи и создании образов главных героев. Протазанов привлёк для
исполнения главных ролей М. А. Чехова в фильме «Человек из
ресторана» (1927), В. И. Качалова и В. Э. Мейерхольда в фильме
«Белый орёл» (1928) и И. М. Москвина в фильме по рассказам А. П.
Чехова «Чины и люди» (1929). В период звукового кино после
музыкальной комедии-памфлета «Марионетки» (1934) Протазанов поставил
фильм «Бесприданница» (1937), который стал одной из лучших
отечественных экранизаций классической драматургии. Исторический
фильм «Салават Юлаев» (1941) и комедия «Насреддин в Бухаре» (1943) —
последние работы режиссёра. Скончался 8.8.1945 в Москве.
БСЭ