ШАДР Иван Дмитриевич (1887–1941)
Скульптор. Родился 30.1(11.2).1887 в Шадринске, ныне Курганской
области (настоящая фамилия — Иванов). Учился в
художественно-промышленной школе в Екатеринбурге у Т. Залькална
(1903—07), в рисовальной школе общества поощрения художеств в
Петербурге (1907—08), в Париже (1910—11), где пользовался советами
Э. А. Бурделя и О. Родена, и в Риме (1911—12). Член общества русских
скульпторов (ОРС; с 1926). Ранние произведения Шадра (проект
памятника «Мировому страданию», 1915, не осуществлён) отмечены
влиянием стиля «модерн». Участвовал в осуществлении ленинского плана
монументальной пропаганды. Под влиянием революционной
действительности тяготение Шадра к романтической обобщенности
образов получило более конкретный, проникнутый пафосом социальных
преобразований смысл. Свойственная Шадру пластичность лепки стала
основой правдивости и экспрессии индивидуальных характеристик
[«Красноармеец», «Рабочий», «Сеятель», «Крестьянин» (серия для
воспроизведения на марках, денежных знаках и облигациях; все — гипс,
1922, Музей Революции СССР, Москва; отлиты в бронзе, 1951,
Третьяковская галерея)]. В скульптуре «Булыжник — оружие
пролетариата» динамически переданное движение молодого рабочего,
выламывающего булыжник из мостовой, вырастает в символ
революционного порыва народных масс. В 1923 участвовал в оформлении
Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки
в Москве (в настоящее время — территория ЦПКиО). С 1924 Шадр много
работал над образом В. И. Ленина. Одним из лучших советских
монументов стал созданный им памятник Ленину на плотине
Земо-Авчальской ГЭС (Грузия); образ вождя раскрывается в своём
историческом величии и жизненной правдивости. Монумент органически
сочетается с окружающей его горной природой, архитектурой
гидростанции и её плотиной. Всего было создано более 15 памятников
Ленину. Итогом поисков Шадра в области монументальной скульптуры
стала работа над образом М. Горького [проект памятника Горькому в
Москве, бронза, 1939, Третьяковская галерея; осуществлён В. И.
Мухиной совместно с Н. Г. Зеленской и З. Г. Ивановой]. Тенденция к
символической обобщенности образов характерна также для исполненных
Шадром портретов: «Мать» (гипс, 1922, собрание Т. В. Шадр-Ивановой,
Москва; бронза, Третьяковская галерея), «Максим Горький.
Буревестник» (бронза, 1939, там же) и надгробий (Е. Н.
Немирович-Данченко, мрамор, лабрадор, 1939, Новодевичье кладбище,
Москва, и др.). В 1934—35 выполнил статую «Девушка с веслом» (была
установлена в ЦПКиО им. М. Горького в Москве, перенесена в 1935 в
ПКиО Ворошиловграда, ныне — Луганск, новая восьмиметровая бетонная
статуя была установлена в ЦПКиО в 1936). Творчество Шадра,
исполненное революционной романтики, сыграло важную роль в
утверждении социалистического реализма в советской скульптуре.
Государственная премия СССР (1952, посмертно). Скончался 3.4.1941 в
Москве.
И.Д.Шадру установлена
мемориальная доска в Брюсовом
переулке, дом 7.
Вместе с И.Д.Шадром похоронена
Шадр Татьяна Владимировна
(1893–1974), жена И.Шадра.