Памятник на могиле Станиславского К.С. (1863–1938), ск. С.Щербаков, арх. А.Душкин, на Новодевичьем кладбище (2–17а–12). Нажмите левую кнопку мыши, чтобы увидеть фрагменты памятника крупно.

СТАНИСЛАВСКИЙ Константин Сергеевич (1863–1938)

 

Актёр, режиссёр, педагог, теоретик театра. Народный артист СССР (1936). Почётный член АН СССР (РАН; 1917). Станиславский заложил фундамент современной науки о театре, создал школу, направление, представляющие собой новый этап в развитии сценического реализма (Система Станиславского). Родился 5(17).1.1863 в Москве в семье богатого промышленника (настоящая фамилия Алексеев). В 1877 впервые выступил на домашней сцене. Вскоре образовался «Алексеевский кружок», ставивший переводные водевили, оперетты. Станиславский сыграл здесь много ролей с пением и танцами. В 1888 основал (совместно с режиссёром А. Ф. Федотовым, художником Ф. Л. Соллогубом, певцом и педагогом Ф. П. Комиссаржевским) Общество искусства и литературы. Исполнил здесь роли Барона («Скупой рыцарь» Пушкина), Анания Яковлева («Горькая судьбина» Писемского), Фердинанда («Коварство и любовь» Шиллера) и др. Одарённый большим талантом, яркостью воображения, редким обаянием, сценичной внешностью, непрестанно совершенствуя мастерство, Станиславский приобрёл славу выдающегося актёра своего времени. В первых же режиссёрских работах он стремился порвать с обветшалыми традициями, найти более тонкие средства для передачи художественной правды на сцене («Плоды просвещения» Л. Н. Толстого 1891; «Потонувший колокол» Гауптмана, 1898 и др.). В 1898 Станиславский вместе с В. И. Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр, в труппу которого вошли актёры Общества искусства и литературы и ученики Немировича-Данченко по Музыкально-драматическому училищу Московского филармонического общества. Первый спектакль - «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого (1898, пост. С. и А. А. Санина). Подлинное рождение МХТ и вместе с ним нового направления в мировом сценическом искусстве связано с постановкой «Чайки» Чехова (1898, режиссёр Станиславский и Немирович-Данченко). Затем были поставлены «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры» (1901), «Вишнёвый сад» (1904) Чехова. Поняв жизненную правду и поэтичность, новаторскую сущность драматургии Чехова, Станиславский и Немирович-Данченко нашли особую манеру её исполнения, открыли новые приёмы раскрытия духовного мира современного человека. Успех постановок определялся ансамблем всех участников спектакля, объединённых единым творческим методом и общностью понимания идеи пьесы: игра актёров, декорации, свет, звуковое оформление создавали неразрывное целое, единый художественный образ. В 1902 Станиславский поставил пьесы М. Горького «Мещане» и «На дне» (совместно с В. И. Немировичем-Данченко), пронизанные предчувствием назревавших революционных событий. С драматургией Горького (по определению Станиславского) связана общественно-политическая линия в репертуаре МХТ. Новаторскими по режиссуре были поставленные Станиславским и Немировичем-Данченко произведения русской классики: «Горе от ума» Грибоедова (1906), «Где тонко, там и рвётся» Тургенева (1912), «Село Степанчиково» по Достоевскому (1917), а также «Месяц в деревне» Тургенева (1909, постановка Станиславского и И. М. Москвина), «Синяя птица» Метерлинка (1908, совместно с Л. А. Сулержицким и Москвиным). В период распространения различных декадентских течений Станиславский поставил в условно-символистском плане «Драму жизни» Гамсуна и «Жизнь человека» Андреева (обе в 1907). Актёрский талант Станиславского проявился в разноплановых сценических образах. Пафосом борьбы с ложной моралью и эгоистическими интересами буржуазного общества был проникнут образ доктора Штокмана («Доктор Штокман» [«Враг народа»] Ибсена). С подлинно горьковским романтизмом, размахом сыгран Сатин («На дне»). Лирическим обаянием, глубокой человечностью, духовной стойкостью отличались чеховские герои Станиславского: Астров («Дядя Ваня»), Вершинин («Три сестры»). Сатирическое дарование Станиславского проявилось в ролях Фамусова («Горе от ума» Грибоедова), Крутицкого («На всякого мудреца довольно простоты» Островского), Аргана («Мнимый больной» Мольера). С 1900-х гг. Станиславский активно разрабатывал учение о творчестве актёра - актёрскую технику и метод работы над пьесой и ролью. Вместе с Л. А. Сулержицким он организовал при МХТ 1-ю Студию (1912), чтобы в работе с молодёжью проверить и утвердить свою систему. Спектакли, созданные Станиславским в Советское время, отличались не только глубиной и оригинальностью режиссёрского замысла, совершенством сценического воплощения, но и социальной заострённостью: «Горячее сердце» Островского (1926), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше (1927). Важной вехой в развитии театра стал поставленный под руководством Станиславского (режиссёр И. Я. Судаков) спектакль «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова (1927). Станиславский руководил постановкой спектаклей «Унтиловск» Леонова (1928), «Мёртвые души» по Гоголю (1932), «Таланты и поклонники» Островского (1933) и др. Станиславский стремился осуществить реформу сценического искусства и в области музыкального театра. В 1918 возглавил Оперную студию Большого театра, выросшую в Оперную студию-театр, затем в Оперный театр им. К. С. Станиславского (пост. «Евгений Онегин» Чайковского, 1922, «Царская невеста» Римского-Корсакова, 1926; впоследствии Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). В 1935 создал Оперно-драматическую студию. Деятельность Стантславского наиболее полно и цельно воплотившего идеи сценического реализма, оказала огромное влияние на советскую режиссёрскую и актёрскую школу, способствовала возникновению различных театральных направлений. По признанию крупнейших мастеров зарубежной сцены, весь современный театр использует наследие Станиславского. Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени. Скончался 7.8.1938 в Москве.

БСЭ

К.С.Станиславскому установлена мемориальная доска в Леонтьевском переулке, дом 6.
К.С.Станиславскому установлена мемориальная доска на Пушечной улице, дом 9.
К.С.Станиславскому и Вл.И.Немировичу-Данченко установлен памятник в Камергерском переулке.

 

Брат В. С. Алексеева.

 

ЛИЛИНА Мария Петровна (1866–1943)

 

Актриса. Народная артистка РСФСР (1933). Родилась 21.6(3.7).1866 в Москве (настоящая фамилия Перевощикова). Участвовала в спектаклях Общества искусства и литературы. В 1889 вышла замуж за К. С. Станиславского; всю жизнь была его верной ученицей и последовательницей в искусстве. Со дня основания Московского Художественного театра (1898) — одна из его ведущих актрис. Лилина обладала виртуозным сценическим мастерством, артистичностью. Лучшие роли: Маша, Соня, Наташа («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры» Чехова), Лебядкина («Николай Ставрогин» по роману «Бесы» Достоевского), Элина («У врат царства» Гамсуна), Дарья Ивановна («Провинциалка» Тургенева), Карснина («Живой труп» Л. Н. Толстого). Вела режиссёрскую и педагогическую работу в Студии им. К. С. Станиславского. Скончалась 24.8.1943 в Москве.

БСЭ

 

Вместе с К.С.Станиславским и М.П.Лилиной похоронены:
Алексеев Игорь Константинович (1894–1974), архитектор, сын К.Станиславского и М.Лилиной;
Алексеева Кира Константиновна (1891–1977), художник, заведующий Домом-музеем К.С.Станиславского, дочь К.Станиславского и М.Лилиной, жена художника Р.Р.Фалька.