ВАХТАНГОВ Евгений Багратионович (1883–1922)
Режиссёр, актёр, педагог. Родился 1(13).2.1883 во Владикавказе. Сын
фабриканта, отказался от коммерческой карьеры и наследства отца.
Учился на естественном, затем на юридическом факультетах Московского
университета (1903—07). В университете создал студенческий
театральный кружок (1906). В 1907—10 писал газетные очерки и статьи.
В 1911 окончил театральную школу А. И. Адашева и был зачислен
сотрудником в МХТ. Участвовал в спектаклях: «Живой труп» Л. Н.
Толстого (Цыган), «Синяя птица» Метерлинка (Сахар), «Гамлет»
Шекспира (Второй актёр), «Мысль» Андреева (Крафт) и др. Вахтангов
становится помощником К. С. Станиславского в разработке и проверке
нового актёрского метода, вскоре названного «системой
Станиславского». С 1911 вёл экспериментальные занятия по этой
«системе» с группой молодёжи театра, составившей ядро организованной
в 1912 1-й Студии МХТ (открыта в 1913, с 1924 МХАТ 2-й), поставил
здесь: «Праздник мира» Г. Гауптмана (1913), «Потоп» Г. Бергера
(1915), «Росмерсхольм» Г. Ибсена (1918). Одновременно Вахтангов вёл
педагогическую работу в ряде других московских театральных школах,
продолжал руководить любительскими кружками. В практике Вахтангов
осуществлялись идеи студийности, правила безупречной дисциплины и
корпоративной ответственности. Среди молодёжных коллективов, где в
1912—22 преподавал Вахтангов, особое место принадлежало Студенческой
драматической студии («Мансуровской»), где в 1913 он начал
репетировать пьесу «Усадьба Ланиных» Б. К. Зайцева (с 1917
Московская драматическая студия под руководством Евг. Б. Вахтангова,
с 1920 3-я Студия МХТ, с 1926 Театр им. Евг. Вахтангова). В 1919
начался новый этап творчества Вахтангова. В спектаклях, поставленных
по произведениям старой драматургии, ему удалось воплотить трагизм
исторического слома эпох. Вместе со спектаклями В. Э. Мейерхольда
постановки Вахтангова знаменовали начало нового этапа развития
искусства режиссуры. Сохраняя общие законы искусства переживания и
органику актёрского существования в образе, Вахтангов утверждал
необходимость нового сценического языка. Итоговой стала для
Вахтангова формула «фантастического реализма», с помощью которой он
стремился раздвинуть границы бытового и психологического
правдоподобия на сцене. Реализуя новую программу, поставил 2-й
вариант «Чуда Святого Антония» Метерлинка (1921, 3-я Студия),
чеховскую «Свадьбу» (1920, 3-я Студия), «Эрика XIV» А. Стриндберга
(1921, 1-я Студия). В каждой из постановок с огромной экспрессией
выявлялось противоборство тьмы и света, смерти и побеждающей жизни.
Наибольшей силы достигал этот трагедийный конфликт в «Гадибуке»
Ан-ского (студия «Габима»). Стремление Вахтангова к поискам
«современных способов разрешить спектакль в форме, которая звучала
бы театрально», нашло блестящее воплощение в его последней
постановке — пронизанный духом светлого жизнеутверждения спектакль
«Принцесса Турандот» Гоцци (3-я Студия МХТ, 1922), который был
воспринят К. С. Станиславским, Вл. И. Немировичем-Данченко и другими
театральными деятелями как крупнейшая творческая победа, обогащающая
искусство сцены, прокладывающая новые пути в театре.
Основополагающими для режиссёрского творчества Вахтангова была идея
неразрывного единства этического и эстетического назначения театра.
Среди учеников Вахтангова — Б. В. Щукин, Р. Н. Симонов, Б. Е.
Захава, Ц. Л. Мансурова, Ю. А. Завадский, Е. Г. Алексеева и др.
Скончался 29.5.1922 в Москве.
Е.Б.Вахтангову установлена
мемориальная доска в Денежном
переулке, дом 12.
Е.Б.Вахтангову установлен
памятник
в Большом Николопесковском переулке.
Е.Б.Вахтангову установлен
памятник
на Арбате (Театр им. Евг.Вахтангова).
Вместе с Е.Б.Вахтанговым похоронены:
Вахтангова Нина Багратионовна
(1887–1967), сестра Е.Вахтангова;
Вахтангова Надежда Михайловна,
урожд. Байцурова (1885–1968), заведующая литературной частью 3-й
Студии МХТ, заведующая музеем-квартирой Вахтангова, жена
Е.Вахтангова;
Вахтангова Оля
(1967–1970), правнучка Е.Вахтангова;
Вахтангова Ольга Давыдовна
(1919–1983), архитектор, жена С.Вахтангова;
Вахтангов Сергей Евгеньевич
(1907–1987), архитектор.