АСАФЬЕВ Борис Владимирович (1884–1949)
Музыковед и композитор. Академик АН СССР (27.9.1943, отделение
истории и философии, специализация — история и теория музыки).
Народный артист СССР (28.12.1946). Родился 17(29).7.1884 в
Петербурге в семье служащего. Окончил историко-филологический
факультет Петербургского университета (1908) и Петербургскую
консерваторию по классу сочинений у А. К. Лядова (1910). С 1910
работал концертмейстером балета в Мариинском театре. С 1914
постоянно выступал в печати как музыкальный критик (псевдоним —
Игорь Глебов). Научно-публицистическая и музыкально-общественная
деятельность Асафьева широко развернулась после Октябрьской
революции. Он был музыкальным консультантом Театра оперы и балета
им. Кирова и Ленинградского Малого оперного театра, принял участие в
организации Ленинградской филармонии; в 1919—30 работал в Институте
истории искусств в Ленинграде. С 1925 профессор Ленинградской
консерватории. В 1943 переехал в Москву, был профессором Московской
консерватории, консультантом Большого театра и руководил
научно-исследовательским кабинетом при Московской консерватории и
сектором музыки Института истории искусств АН СССР. На 1-м
Всесоюзном съезде советских композиторов (1948) был избран
председателем Союза композиторов СССР. Музыкально-научная
деятельность Асафьева отличается исключительной широтой интересов,
охватывая различные отрасли теории и истории музыки. Выдающуюся
ценность представляют его работы о русской классической музыке,
особенно о М. И. Глинке, П. И. Чайковском, М. П. Мусоргском. Много
внимания уделял Асафьев и вопросам современности. Его статьи о
творчестве С. С. Прокофьева, Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича,
А. И. Хачатуряна, В. Я. Шебалина, о виднейших зарубежных
композиторах 20 века принадлежат к лучшим образцам музыкальной
критики. Асафьев был талантливым популяризатором, написал ряд статей
по вопросам музыкального быта, эстетического воспитания трудящихся.
Разработанная им теория интонации, как выразительно-смысловой основы
музыки, имеет большое значение для решения коренного вопроса
реалистической эстетики — об отношении музыки к действительности.
Являясь достойным продолжателем виднейших представителей русской
музыкальной критики, Асафьев определил своей деятельностью новый
этап в развитии музыкальной науки. Композиторское творчество
Асафьева включает 28 балетов, 11 опер, музыку к драматическим
спектаклям, 4 симфонии, большое количество романсов и
камерно-инструментальных произведений. Постоянное место в репертуаре
музыкального театра заняли его балеты «Пламя Парижа» (1932),
«Бахчисарайский фонтан» (1934), «Кавказский пленник» (1938). Доктор
искусствоведения (1941). Государственная премия СССР (1943, 1948).
Награждён 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и
медалями. Скончался 27.1.1949 в Москве.
БСЭ
Вместе с Б.В.Асафьевым похоронены:
Хозяшева Зоя Степановна
(1885–1950);
Асафьева Ирина Степановна
(1885–1969), сестра З.Хозяшевой, жена Б.Асафьева.