Памятник на могиле Асафьева Б.В. (1884–1949), ск. Г.Постников, на Новодевичьем кладбище (3–62–22).

АСАФЬЕВ Борис Владимирович (1884–1949)

 

Музыковед и композитор. Академик АН СССР (27.9.1943, отделение истории и философии, специализация — история и теория музыки). Народный артист СССР (28.12.1946). Родился 17(29).7.1884 в Петербурге в семье служащего. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1908) и Петербургскую консерваторию по классу сочинений у А. К. Лядова (1910). С 1910 работал концертмейстером балета в Мариинском театре. С 1914 постоянно выступал в печати как музыкальный критик (псевдоним — Игорь Глебов). Научно-публицистическая и музыкально-общественная деятельность Асафьева широко развернулась после Октябрьской революции. Он был музыкальным консультантом Театра оперы и балета им. Кирова и Ленинградского Малого оперного театра, принял участие в организации Ленинградской филармонии; в 1919—30 работал в Институте истории искусств в Ленинграде. С 1925 профессор Ленинградской консерватории. В 1943 переехал в Москву, был профессором Московской консерватории, консультантом Большого театра и руководил научно-исследовательским кабинетом при Московской консерватории и сектором музыки Института истории искусств АН СССР. На 1-м Всесоюзном съезде советских композиторов (1948) был избран председателем Союза композиторов СССР. Музыкально-научная деятельность Асафьева отличается исключительной широтой интересов, охватывая различные отрасли теории и истории музыки. Выдающуюся ценность представляют его работы о русской классической музыке, особенно о М. И. Глинке, П. И. Чайковском, М. П. Мусоргском. Много внимания уделял Асафьев и вопросам современности. Его статьи о творчестве С. С. Прокофьева, Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, В. Я. Шебалина, о виднейших зарубежных композиторах 20 века принадлежат к лучшим образцам музыкальной критики. Асафьев был талантливым популяризатором, написал ряд статей по вопросам музыкального быта, эстетического воспитания трудящихся. Разработанная им теория интонации, как выразительно-смысловой основы музыки, имеет большое значение для решения коренного вопроса реалистической эстетики — об отношении музыки к действительности. Являясь достойным продолжателем виднейших представителей русской музыкальной критики, Асафьев определил своей деятельностью новый этап в развитии музыкальной науки. Композиторское творчество Асафьева включает 28 балетов, 11 опер, музыку к драматическим спектаклям, 4 симфонии, большое количество романсов и камерно-инструментальных произведений. Постоянное место в репертуаре музыкального театра заняли его балеты «Пламя Парижа» (1932), «Бахчисарайский фонтан» (1934), «Кавказский пленник» (1938). Доктор искусствоведения (1941). Государственная премия СССР (1943, 1948). Награждён 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Скончался 27.1.1949 в Москве.

БСЭ

 

Вместе с Б.В.Асафьевым похоронены:
Хозяшева Зоя Степановна (1885–1950);
Асафьева Ирина Степановна (1885–1969), сестра З.Хозяшевой, жена Б.Асафьева.