ЭРН Владимир Францевич (1882–1917)
Философ, историк философии. Профессор Московского университета.
Родился 5(17).8.1882 в Тифлисе, ныне Тбилиси (Грузия). Окончил 2-ю
Тифлисскую гимназию (1900), где учился вместе с П. А. Флоренским.
Окончил историческое отделение филологического факультета
Московского университета (1904). Находился под сильным влиянием
философии В. С. Соловьёва, а также университетских профессоров С. Н.
Трубецкого и Л. М. Лопатина. Во время учёбы в университете вместе с
П. А. Флоренским и В. П. Свенцицким посещал организованный С. Н.
Трубецким кружок по истории религии. В конце 1904 Эрн посетил
Германию и Швейцарию, где познакомился с Вячеславом Ивановым. Под
впечатлением от событий 9 января 1905 в феврале того же года Эрн с
В. П. Свенцицким основали «Христианское братство борьбы» —
религиозно-политическую организацию, целями которой были борьба с
самодержавием, борьба с пассивным состоянием православной церкви и
замена частной собственности общественно-трудовой (прекратило
деятельность в 1908). В августе 1905 Эрн — один из учредителей
Московского религиозно-философского общества памяти В. С. Соловьёва
(МРФО) и один из инициаторов создания Вольного богословского
университета при нём (март 1907). Член редакции книгоиздательства
«Путь» (с 1910). Активно сотрудничал с журналами «Век», «Церковное
обновление», «Живая жизнь», «Религия и жизнь», «Северное сияние» и
др. В журнале «Вопросы жизни» появилась программная статья Эрна
«Христианское отношение к собственности» (1905, № 8—9), в которой
автор выступил за отмену частной собственности и
социально-экономическую борьбу с капиталистическим укладом
экономики, считая главными средствами борьбы забастовки, стачки и
устройство союзов. В 1906 Эрн в Германии слушал лекции А. фон
Гарнака, затем выступил в МРФО с докладом о взглядах Гарнака на
сущность христианства. В 1907 читал в МРФО и Вольном богословском
университете цикл лекций «Социализм и христианство». С 1910 на смену
проблемам отношения религии и социализма, отношения к церкви, в
творчестве Эрна приходят размышления о характере русской философии,
о национализме, о противостоянии России и Запада. Этим сюжетам
посвящена полемика Эрна с С. Л. Франком в журнале «Русская мысль»
(1910, № 9, 12). В это же время он полемизирует с редакцией журнала
«Логос» (Э. К. Метнер, Ф. А. Степун, С. И. Гессен, Б. Яковенко),
члены которой полагали, что философские изыскания в конечном итоге
должны привести к наднациональному слиянию их результатов. Эрн,
напротив, стремился к становлению самостоятельной русской философии.
В сборнике статей «Борьба за Логос» (1911) Эрн доказывал
оригинальность отечественной философской традиции и противопоставлял
понятия ratio и logos (присущий Западу «рационализм» и «логизм» —
учение о божественном Логосе как источнике бытия и мышления). В 1912
вышла работа Эрна «Г. С. Сковорода. Жизнь и учение» — одно из
наиболее значительных сочинений, посвящённых этому мыслителю. Эрн
пишет магистерскую («Розмини и его теория знания», 1914) и
докторскую («Философия Джоберти», 1916) диссертации. В годы Первой
мировой войны Эрн занял резко патриотическую позицию и посвятил ряд
статей критике духовных основ германской культуры (сборник «Меч и
крест», 1915). Наиболее яркой явилась статья «От Канта к Круппу»,
прочитанная как доклад на заседании МРФО 6 октября 1914. Одной из
ключевых в ней была идея о том, что европейский (в частности,
германский) рационализм порождает в обыденном сознании утилитарное
отношение к высшим ценностям духа, что приводит к катастрофическим
последствиям. Полемизирует с Н. А. Бердяевым, занявшим менее
радикальную позицию. Поиск первооснов онтологизма как типа мышления
привёл Эрна к изучению древнегреческой философии и написанию работы
«Верховное постижение Платона». Скончался 29.4(12.5).1917 в Москве.
Вместе с В.Ф.Эрном похоронены:
Эрн-Калашникова Евгения Давыдовна,
урожд. Векилова (1887–1974), жена В.Эрна;
Эрн Ирина Владимировна
(1909–1989), архитектор, искусствовед, сотрудник Института теории и
истории архитектуры им. А.В.Щусева, жена
Д.В.Фомина.