ПИОНТКОВСКИЙ Юлиан Иванович (1896–1940)
Лётчик-испытатель. Родился 13(25).2.1896 в Киеве. В 1911 окончил
городское училище, в 1914 — ремесленное техническое училище. В армии
с августа 1915. В 1915 в составе учебной команды выучился на
механика, в 1916 окончил школу авиамотористов в Петрограде. Участник
первой мировой войны: в 1916—17 — механик 12-го армейского
авиаотряда (Северный фронт); старший унтер-офицер. В РККА с ноября
1917. В 1919 окончил Московскую авиационную школу. Участник
гражданской войны: в июле 1919—январе 1920 — лётчик, командир звена
19-го авиаотряда (Западный фронт), в январе—апреле 1920 — лётчик
31-го авиаотряда (Западный фронт), в апреле—августе 1920 — лётчик
18-го авиаотряда (Юго-Западный фронт), в августе—октябре 1920 —
лётчик 14-го авиаотряда (Юго-Западный фронт). После войны продолжал
службу в строевых частях ВВС. В 1923—24 — лётчик тренировочной
авиаэскадрильи Управления ВВС (Москва). В августе 1924—январе 1925 —
лётчик-инструктор Московской высшей авиационной школы. В январе—мае
1925 — лётчик-инструктор Серпуховской авиационной школы воздушной
стрельбы и бомбометания. В 1925—27 — лётчик-инструктор
Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского (в ноябре
1926—октябре 1927 — начальник лётного отделения ВВА). С 1927 —
командир отряда учебно-лётной авиаэскадрильи ВВА имени
Н.Е.Жуковского. Поднял в небо и провёл испытания самолётов
конструкции А.С.Яковлева: АИР–1 (12.05.1927), АИР-2 (октябрь 1928),
АИР-3 (июль 1929), АИР-4 (сентябрь 1930). 19.07.1927 на самолёте
АИР-1 совершил перелёт Севастополь—Москва, в ходе которого было
установлено 2 незарегистрированных мировых авиационных рекорда
дальности и продолжительности полёта. С 1931 — лётчик-испытатель
авиазавода №39 (г.Москва); испытывал серийные ТБ–3 (1932—33), И–Z
(1933), И–15, И–16. Поднял в небо и провёл испытания АИР–5 (1931),
АИР–6 (май 1932), АИР–7 (19.11.1932), головного ТБ–3 авиазавода №39
(7.12.1932), ДИ–4 (4.01.1933), АИР–8 (август 1933), ЛР–1 №2 (ЦКБ–1
№2) (27.01.1934), АИР–9 (2.10.1934), БИЧ–14 (декабрь 1934), АИР-9бис
(1935), АИР–10 (УТ–2) (11.07.1935), АИР–14 (УТ–1) (1935), АИР–12
(27.07.1936), АИР–11 (1936). Провёл испытания АИР-2с (1931), И-Z
(1931), ТШ–1 (1931), ТШ–2 (1932), «Сталь–МАИ» (1934). С ноября 1936
— в запасе. С ноября 1936 — лётчик-испытатель ОКБ А.С.Яковлева.
Провёл испытания АИР–18 (9.08.1937), ОКО–1 (октябрь 1937), Я–21
(УТ–21) (начало 1938), Я–19 (конец 1938), ББ–22 (Як–4) (февраль
1939), И–26 (Як–1) (13.01.1940). Весной 1937 провёл испытания ТБ–3 с
дизелями АН–1. В 1937 на самолёте УТ–1гидро установил мировой
авиационный рекорд скорости полёта. Летал на самолетах 300 типов. В
1927—40 провёл лётные испытания более 50 типов и модификаций
самолетов Яковлева (от АИР–1 до Як–1). Погиб 27.04.1940 при
выполнении испытательного полёта на И–26 (Як–1). Награждён орденами
Ленина, Красной Звезды.
Энциклопедия испытателей
Вместе с Ю.И.Пионтковским похоронены:
Пионтковский Юра
(1928–1938), сын Ю.И. и З. Пионтковских;
Пионтковский Юлиан Юлианович
(1921–1941), лётчик, погиб в воздушном бою;
Пионтковская Леонора Ивановна
(1912–1949), служащая, сестра Ю.И.Пионтковского;
Никольская Анастасия Ивовна
(1865–1952), мать З.Пионтковской и А.Никольской;
Пионтковская Зинаида Александровна
(1900–1977), жена Ю.И.Пионтковского;
Никольская Александра Александровна
(1898–1989).