ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич (1891–1953)
Композитор, пианист и дирижёр. Народный артист РСФСР (1947). Родился
11(23).4.1891 в Сонцовке, ныне село Красное Красноармейского района
Донецкой области, в семье агронома. Заниматься музыкой начал с 5 лет
под руководством матери, летом 1902 и 1903 — Р. М. Глиэра,
приезжавшего в Сонцовку. К моменту поступления в Петербургскую
консерваторию (1904) был автором 4 опер, симфонии, 2 сонат и
фортепианных пьес. В 1909 окончил консерваторию по классу композиции
(учился у А. К. Лядова, Н. А. Римского-Корсакова и Я. Витола), в
1914 — дирижирования (у Н. Н. Черепнина) и фортепиано (у А. Н.
Есиповой). В консерваторские годы зародилась творческая дружба
Прокофьева с композитором Н. Я. Мясковским, продолжавшаяся до конца
жизни. Становление Прокофьева как композитора протекало в
противоречивой, сложней обстановке, отмеченной интенсивными поисками
новых тем и выразительных средств во всех областях искусства.
Присматриваясь к новым течениям, отчасти испытывая на себе их
влияние, Прокофьев вместе с тем стремился к независимости и
самостоятельности. Произведения, написанные за предреволюционное
десятилетие, охватывают почти все жанры. Большое место занимает
фортепианная музыка: 2 концерта для фортепиано с оркестром (1912:
1913, 2-я редакция 1923), 4 сонаты, циклы («Сарказмы»,
«Мимолётности»), токката и другие пьесы. Кроме того, в эти годы
Прокофьевым созданы 2 оперы («Маддалена», 1913, и «Игрок» по Ф. М.
Достоевскому, 1915—16, 2-я редакция 1927), балет «Сказка про шута,
семерых шутов перешутившего» (1915—20), «Классическая» (первая)
симфония (1916—17), 1-й концерт для скрипки с оркестром (1921),
хоровые и камерно-вокальные сочинения. Уже в ранний период
выявляются характернейшие черты творческого облика Прокофьева —
активное отношение к жизни, оптимизм, энергия и воля. Обширен
диапазон тем и образов: тонкий лиризм романсов на слова А. А.
Ахматовой (1916) и напряжённая экспрессия «Игрока»; живописность и
поэтичность сказки «Гадкий утёнок» для голоса и фортепиано (1914) и
стихийная сила оркестровой «Скифской сюиты» (1914—15); острый
гротеск «Сарказмов» и скоморошья сказочность балета «Сказка про
шута...». С 1908 Прокофьев начинает регулярную и обширную концертную
деятельность как пианист и дирижёр — исполнитель собственных
произведений. Весной 1918 Прокофьев направляется через Японию в США.
Пребывание за рубежом вместо предполагаемых нескольких месяцев
продолжалось 15 лет. Первые 4 года композитор проводит в поездках по
Америке и Европе (главным образом Франции) в связи с постановкой
своих сценических сочинений и сильно расширившейся концертной
деятельностью. В 1922 он живёт в Германии, а с 1923 — в Париже.
Зарубежный период творчества Прокофьева отмечен активным интересом к
театральным жанрам. Он создаёт оперы: комическую «Любовь к трём
апельсинам» по К. Гоцци (1919), замысел которой возник ещё до
отъезда за границу, и экспрессивную драму «Огненный ангел» по В. Я.
Брюсову (1919—27). Творческое содружество с С. П. Дягилевым,
поставившим в 1921 «Сказку про шута...», стимулировало создание
новых балетов для его труппы: «Стальной скок» (1925) и «Блудный сын»
(1928). В 1930 для театра «Гранд-Опера» был написан балет «На
Днепре». В области инструментальной музыки наиболее значительными
работами этого периода были: 5-я соната для фортепиано, 3-я и 4-я
симфонии (1924, 1928, 1930—47), 3-й, 4-й и 5-й концерты для
фортепиано с оркестром (1917—21, 1931, 1932). В 1927, 1929
композитор приезжает на гастроли в СССР и в 1932 принимает решение
окончательно возвратиться на Родину. В течение нескольких лет (с
1933) ведёт занятия по композиции в Школе высшего мастерства при
Московской консерватории. В творчестве Прокофьева наступил период
расцвета. Оно обогащается новыми значительными темами и идеями
высокого гуманистического звучания. Выдающимся достижением мирового
искусства стал балет «Ромео и Джульетта» (1935—36), в котором
композитор создал образы подлинно шекспировской глубины и
реалистической силы. Опера «Семён Котко» по повести «Я сын трудового
народа» В. П. Катаева (1930) смело и во многом успешно разрешала
трудную задачу освоения современной темы в оперном театре.
Значительное место в предвоенные годы занимала работа Прокофьева для
драматического театра и кино в содружестве с крупнейшими советскими
режиссёрами — В. Э. Мейерхольдом, А. Я. Таировым, С. М.
Эйзенштейном. Одним из этапных произведений Прокофьева стала музыка
к кинофильму «Александр Невский» Эйзенштейна, послужившая основой
для одноименной кантаты. Обращение к народной
историко-патриотической теме выявило и укрепило национальную основу
творчества Прокофьева, ярко раскрывшуюся в последующих сочинениях —
кантате «Здравица» (1939) на народные тексты, в музыке к фильму
«Иван Грозный» (1942—45; в редакции М. И. Чулаки создан балет,
постановка 1975, Большой театр) и другие. В 30-е годы Прокофьев
пишет произведения для детей: сборник фортепианных пьес «Детская
музыка» (1935), симфоническую сказку «Петя и волк» для чтеца и
оркестра (1936), знакомящую детей в остроумной, живой образной форме
с тембрами различных инструментов, детские песни. Конец 30-х —
начало 40-х годов отмечены новым взлётом творческой активности
композитора. Он начинает работу почти одновременно над целым рядом
сочинений: сонатой для скрипки и фортепиано, тремя сонатами для
фортепиано (6-я, 7-я, 8-я), лирико-комической оперой «Обручение в
монастыре» по пьесе Р. Б. Шеридана «Дуэнья», балетом «Золушка»
(Государственная премия СССР, 1946). Завершение большинства из них
было отодвинуто начавшейся Великой Отечественной войной 1941—45.
Важнейшей работой военных лет стала опера «Война и мир» по роману Л.
Н. Толстого (1941—52) — одно из центральных произведений в
творчестве Прокофьева и крупнейшее достижение советского оперного
искусства. Тема войны отразилась и в других сочинениях того времени:
в 7-й сонате для фортепиано (1939—42; Государственная премия СССР,
1943), 5-й и 6-й симфониях (1944, 1945—47). С этой же темой связана
и последняя опера Прокофьева «Повесть о настоящем человеке» по Б. Н.
Полевому (1947—48). В послевоенные годы творчество Прокофьева
приобрело черты особой ясности, классической стройности, мудрой
простоты. Всё большее место начинают занимать в нём светлые
лирические или фантастические образы (9-я соната для фортепиано,
1947; соната для виолончели и фортепиано, 1949). По-прежнему
привлекает композитора мир детства, юности: вокально-симфоническая
сюита «Зимний костёр» (1949) и оратория «На страже мира» на тексты
С. Я. Маршака (1950) — за оба произведения Государственная премия
СССР, 1951; балет «Сказ о каменном цветке» по П. П. Бажову
(1948—50); 7-я симфония (1951—52), за которую Прокофьев первым из
советских композиторов был удостоен Ленинской премии (1957).
Государственная премия СССР в 1946 за 5-ю симфонию, 8-ю сонату для
фортепиано и музыку к 1-й серии фильма «Иван Грозный» и в 1947 за
1-ю сонату для скрипки и фортепиано. Прокофьев вошёл в историю
отечественной и мировой музыкальной культуры как композитор-новатор,
создавший глубоко самобытный стиль, свою систему выразительных
средств. Творчество Прокофьева составило эпоху в мировой музыкальной
культуре 20 века. Самобытность музыкального мышления, свежесть и
своеобразие мелодики, гармонии, ритмики, инструментовки композитора
открыли новые пути в музыке и оказали мощное воздействие на
творчество многих отечественных и зарубежных композиторов. В 1955—67
изданы 20 томов собраний музыкальных сочинений композитора.
Награждён орденом Трудового Красного Знамени. Скончался 5.3.1953 в
Москве.
БСЭ
С.С.Прокофьеву установлена
мемориальная доска
на улице Земляной вал, дом 14.
С.С.Прокофьеву установлена
мемориальная доска
в Камергерском переулке, дом 6.
С.С.Прокофьеву установлен
памятник
в Токмаковом переулке.
С.С.Прокофьеву установлен
памятник
в Камергерском переулке.
Вместе с С.С.Прокофьевым похоронена
Мендельсон-Прокофьева Мира Александровна
(1915–1968), музыковед, либреттист, жена С.Прокофьева.