СКРЯБИН Александр Николаевич (1871–1915)
Композитор и пианист. Родился 25.12.1871(6.1.1872) в Москва в семье
дипломата, мать была пианисткой. Учился в Кадетском корпусе
(1882—89). С 1882 брал уроки фортепиано у Г. Э. Конюса, затем у Н.
С. Зверева, теории композиции — у С. И. Танеева. С 1888 занимался в
Московской консерватории (у В. И. Сафонова, Танеева, А. С.
Аренского), которую окончил в 1892 по классу фортепиано. Выступал с
концертами в ряде городов России (особенно славился исполнением
собственных фортепианных произведений); в 1895—96 издатель М. П.
Беляев организовал поездку Скрябина по странам Европы. В 1898—1903
профессор Московской консерватории (класс фортепиано.). В 1904—09
жил в Швейцарии, а также во Франции и Италии, совмещая интенсивную
творческую работу с гастролями по Европе и Америке. С 1910 поселился
в Москве, выезжал с авторскими концертами в Нидерланды (1912),
Великобританию (1914). Игра Скрябина отличалась нервной
возбуждённостью и вместе с тем исключительной одухотворённостью,
гибкой нюансировкой, неуловимой изменчивостью темпа и ритма,
тончайшей градацией звучаний, богатством и разнообразием тембровых
красок, достигавшимся виртуозной техникой педализации. Скрябин —
один из крупнейших представителей художественной культуры конца 19 —
начала 20 вв. Смелый новатор, он создал свой звуковой мир, свою
систему образов и выразительных средств. Его музыка воспевает мощь
человеческого духа, пафос борьбы и ликование победы, героическое
дерзание и лучезарный свет. Вместе с тем на творчество Скрябина
оказали воздействие идеалистические философские и эстетические
течения. В ярких контрастах музыки Скрябина, с её мятежными порывами
и созерцательной отрешённостью, чувственным томлением и
повелительными возгласами, нашли отражение противоречия сложной
эпохи. Основная область творчества Скрябина — фортепианная и
симфоническая музыка. В наследии 80—90-х гг. преобладает жанр
романтического фортепиано, миниатюры: прелюдии, этюды, ноктюрны,
мазурки, экспромты. В этих лирических пьесах запечатлен широкий круг
настроений и душевных состояний от мягкой мечтательности до
страстной патетики. Характерная для Скрябина утончённость, нервная
обострённость эмоционального выражения сочетается в них с заметным
воздействием Ф. Шопена, отчасти А. К. Лядова. Те же образы
преобладают и в крупных циклических сочинениях этих лет:
фортепианном концерте (1897), 3 сонатах (1893, 1892—97, 1897). В
1900-е гг. выкристаллизовалась философская концепция композитора,
замыслы приобрели грандиозный размах, требующий симфонических форм
выражения. От идей преобразования мира посредством искусства (1-я
симфония с хоровым финалом-апофеозом на собственный текст, 1900)
Скрябин пришёл к утопическому, но величественному замыслу «Мистерии»
— некоего вселенского художественно-литургического действа,
объединяющего все виды искусства. Идея обновления, становления
творческого духа, гордого самоутверждения лежит в основе 3-й
симфонии («Божественной поэмы», 1904) и получает законченное
художественное выражение в одночастных симфонических поэмах — «Поэма
экстаза» (1907) и «Прометей» («Поэма огня», 1910). Стремясь к высшей
«грандиозности» в кульминациях, Скрябин увеличил состав оркестра,
введя орган, колокола, а в «Прометее» — хор без слов и специальную
партию света (первая попытка синтеза художественных средств). В
симфониях Скрябина ещё заметна связь с традициями драматического
симфонизма П. И. Чайковского, с творчеством Р. Вагнера и Ф. Листа.
Симфонические поэмы — самобытные произведения как по замыслу, так и
по воплощению. Темы приобретают афористическую краткость символов,
обозначающих то или иное состояние духа (темы «томления», «мечты»,
«полёта», «воли», «самоутверждения»). В ладо-гармонической сфере
преобладают неустойчивость, диссонантность, изысканная пряность
звучания. Усложняется фактура, приобретая многослойную
полифоничность. В 1900-е гг. параллельно симфоническому развивалось
также фортепианное творчество Скрябина, воплощающее в камерном жанре
те же идеи, тот же круг образов. Например, 4-я и 5-я сонаты (1903,
1907) являются своего рода «спутниками» 3-й симфонии и «Поэмы
экстаза». Аналогична и тенденция к концентрированности выражения,
сжатию цикла. Отсюда одночастные сонаты и фортепианные поэмы — жанр,
имевший в поздний период творчества Скрябина важнейшее значение.
Среди фортепианных произведений последних лет центральное место
занимают 6—10-я сонаты (1911—13) — своего рода «подступы» к
«Мистерии», частичное, эскизное её воплощение. Их язык и образный
строй отличаются большой сложностью, некоторой зашифрованностью.
Скрябин словно стремится проникнуть в область подсознания,
зафиксировать в звуках внезапно возникающие ощущения, их причудливую
смену. Такие «запечатленные мгновения» рождают короткие
темы-символы, из которых и состоит ткань произведения. Зачастую один
аккорд, двух-трёхзвучная интонация или мимолётный пассаж приобретают
самостоятельное образно-смысловое значение. Творчество Скрябина
оказало значительное воздействие на развитие фортепианной и
симфонической музыки 20 в. В 1922 квартира Скрябина в Москве
превращена в музей. Скончался 14(27).4.1915 в Москве.
А.Н.Скрябину установлена
мемориальная доска
в Большом Николопесковском переулке, дом 11.
Вместе с А.Н.Скрябиным похоронены:
Шлецер Татьяна Фёдоровна
(1883–1922), директор Музея А.Н.Скрябина, гражданская жена
А.Скрябина;
Скрябина Любовь Александровна
(1849–1941), дворянка, хранитель Музея А.Н.Скрябина, тётка,
воспитательница А.Скрябина;
Татаринов Владимир Николаевич
(1879–1966), режиссёр МХАТа 2-го, преподаватель актёрского
мастерства;
Звягинцева Евгения Владимировна
(1882–1972), дворянка, двоюродная сестра А.Скрябина;
Скрябина Мария Александровна
(1901–1989), актриса МХАТа 2-го, дочь А.Скрябина и его первой жены
пианистки, профессора Петербургской консерватории В.И.Скрябиной,
жена В.Татаринова;
Гвозд Алла Семёновна
(1920–1999).