ЭЙЗЕНШТЕЙН Сергей Михайлович (1898–1948)
Режиссёр, теоретик искусства, педагог. Заслуженный деятель искусств
РСФСР (1935). Доктор искусствоведения (1939). Родился 10(22).1.1898
в Риге в семье архитектора. Учился в Петроградском институте
гражданских инженеров. С 1918 работал на агитпоездах Красной Армии.
В 1920 был заведующим декорационной частью Первого рабочего театра
Пролеткульта (Москва). В 1921—22 учился в Государственных высших
режиссёрских мастерских у В. Э. Мейерхольда, оформлял (совм. с С. И.
Юткевичем) ряд постановок в театре «Мастфор» («Мастерская
Фореггера»). Первый самостоятельный спектакль Эйзенштейна — «Мудрец»
(по комедии А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно
простоты», 1923). В журнале «ЛЕФ» в 1923 опубликовал программную
статью «Монтаж аттракционов», где обосновал искусство направленного
социального воздействия. В 1925 вышел на экран фильм «Стачка», в
котором Эйзенштейн впервые в мировом кино показал революционную
массу как движущую силу истории. Идейно-эстетические принципы
«Стачки» были развиты и углублены в кинофильме «Броненосец
“Потёмкин”» (1925), одном из высочайших достижений мирового
киноискусства. Фильм с классическим совершенством воплотил тему
революции как борьбы за классовое равенство, свободу и человеческое
достоинство. В 1958 на Всемирной выставке в Брюсселе он возглавил
список 12 лучших фильмов всех времён. В фильме «Октябрь» (1927)
Эйзенштейн совместно с режиссёром Г. В. Александровым и оператором
Э. К. Тиссэ воплотил на экране события 1917 и впервые в игровом кино
предпринял попытку создания образа В. И. Ленина. Открытия в области
киномонтажа позволили Эйзенштейну выдвинуть концепцию
«интеллектуального кинематографа» как синтеза искусства и науки. В
1929 завершил фильм «Старое и Новое» — первое произведение
советского экрана о кооперации и коллективизации в деревне. В
1929—32 Эйзенштейн (вместе с Александровым и Тиссэ) был в
командировке во Франции, США, Мексике. Незаконченной осталась
картина «Да здравствует Мексика!», положившая начало национального
кино Мексики. На родине Эйзенштейн продолжил режиссёрскую,
теоретическую и педагогическую работу. В 1935—37 работал над фильмом
«Бежин луг» (фильм не был завершён). Крупной победой советского кино
стал «Александр Невский» (1938), патриотический фильм о разгроме
немецких рыцарей в 13 веке. Последний фильм Эйзенштейна —
кинотрагедия «Иван Грозный» в 2-х сериях (1-я серия 1945, 2-я серия
выпущена на экран в 1958),— трактующий тему власти, с его глубокой
исторической проблематикой и всесторонним использованием
выразительных средств кино. Огромное теоретическое наследие
Эйзенштейна охватывает основные проблемы художественного творчества
— от общих вопросов эстетики до конкретных задач практики кино. Ему
принадлежат также публицистические статьи, очерки и мемуары. Рисунки
Эйзенштейна, ставшие известными по посмертным выставкам, подтвердили
его талант незаурядного графика. С 1928 преподавал в Государственном
техникуме кинематографии (с 1938 ВГИК), профессор (с 1937).
Государственная премия СССР (1941, 1946). Награждён орденом Ленина,
орденом «Знак Почёта» и медалями. Скончался 11.2.1948 в Москве.
БСЭ
С.М.Эйзенштейну установлена
мемориальная доска
на Чистопрудном бульваре, дом 23.
Вместе с С.М.Эйзенштейном похоронена
Аташева Пера Моисеевна,
наст. Фогельман (1900–1965), актриса, журналист, жена С.Эйзенштейна.