КОНЧАЛОВСКИЙ Пётр Петрович (1876–1956)
Живописец. Народный художник РСФСР (1946). Действительный член АХ
СССР (1947). Родился 9(21).2.1876 в Славянске, ныне Донецкой
области. Учился в академии Жюлиана в Париже (1897—98) и в
Петербургской АХ (1898—1907). Жил в Москве. Один из основателей
объединения «Бубновый валет». Преподавал в московских Свободных
художественных мастерских (1918—21) и Вхутеине (1926—29). В своих
ранних произведениях Кончаловский стремился соединить
конструктивность цвета П. Сезанна со стихийной праздничностью
красок, родственной русскому народному искусству; формальные поиски
сочетаются в них с полнокровным, оптимистическим восприятием мира
(портрет Г. Б. Якулова, 1910, «Сухие краски», 1912, «Агава», 1916, —
все в Третьяковской галерее; «Семейный портрет», т. н. сиенский,
1912, «Верстак», 1917, — оба в собрании семьи Кончаловских). После
Октябрьской революции Кончаловский перешёл от принципов живописи
«Бубнового валета» к более непосредственно-реалистической манере,
став одним из ведущих мастеров советской живописи; основной темой
полотен Кончаловского становится поэтическое утверждение радости,
счастья жизни. Натюрморты Кончаловского полны упоением чувственной
красотой мира, богатством его красок («Листья табака», 1929,
собрание семьи Кончаловских; «Сирень», 1933, «Хлеб, ветчина и вино»,
1948, — оба в Третьяковской галерее). Среди портретов Кончаловского
одни покоряют своей жизнерадостностью (портрет О. В. Кончаловской,
1925, Третьяковская галерея; «А. Н. Толстой в гостях у художника»,
1941), другие связаны с острыми психологическими задачами, с
напряжёнными, порой драматическими переживаниями и размышлениями
(портрет В. Э. Мейерхольда, 1938, «Автопортрет», 1943, — оба в
Третьяковской галерее). Национальная характерность искусства
Кончаловского особенно ощущается в его пейзажах «Новгородской серии»
(2-я половина 1920-х годов) и в жанровых картинах («Возвращение с
ярмарки», 1926, Русский музей, Петербург; «Полотёр», 1946,
Третьяковская галерея). Кончаловский был также мастером театральной
декорации, оставил большое графическое наследие. Государственная
премия СССР (1943). Награждён орденом Трудового Красного Знамени и
медалями. Скончался 2.2.1956 в Москве.
БСЭ
П.П.Кончаловскому установлена
мемориальная доска на Новинском
бульваре, дом 18.
КОНЧАЛОВСКАЯ Наталья Петровна (1903–1988)
Прозаик, поэт, переводчик. Заслуженный деятель искусств РСФСР
(1972). Родилась в январе 1903. Её отец — П. П. Кончаловский, мать —
дочь художника В. И. Сурикова. В детстве и юности в круг общения
Кончаловской входили многие видные деятели культуры и их дети. В
1930-е начала публиковать переводы иностранных и отечественных
поэтических произведений, создавать новые тексты к операм «Фальстаф»
Дж. Верди, «Дон Жуан» В.-А. Моцарта, «Фра-Дьяволо» Д.-Ф.-Э. Обера, к
оперетте Ж. Оффенбаха «Орфей в аду» и др. В детскую литературу вошла
с популярными книжечками: «Сосчитай-ка!» (М., 1944), «Нотная азбука»
(М., 1945—48). Глубокая творческая и научная проработка исторических
источников сопровождала написание ею центрального
историко-художественного труда — поэмы «Наша древняя столица»,
представляющей исторические события допетровской эпохи, картины
жизни и быта москвичей, затрагивающей ключевые моменты становления
русской государственности, участия в этом масштабном деле всего
русского народа (Кн. 1—3. М., 1947—53; художник В. А. Фаворский и
др. Для объединённого издания 1962 первая часть была написана
автором заново). По просьбе Кончаловской свои мнения по этой работе
ей сообщал академик М. Н. Тихомиров, с которым она вступила в
переписку в 1948. Впечатления о Китае отразились в повесте «Чжунго,
нинь хао!», написаной ею совместно с Ю. С. Семёновым в 1959; в 1961
выпустила поэтический сборник «Цвет». Автор повестей «Трубадуры и
святые Марки» (1971), «В поисках Вишневского. Жизнеописание
советского хирурга» (1981). Продолжая свою переводческую
деятельность, подробно изучила творческое наследие и биографию
французской певицы Э. Пиаф, выпустила книгу о ней «Песня, собранная
в кулак» и две пластинки «Поёт Эдит Пиаф. Рассказывает Наталья К.».
Продолжая разработку историко-культурных сюжетов, писательница
обратила внимание на своих предков. Сцены московской жизни ХIХ в.
воссозданы ею в повести «Сын земли Сибирской» о В. И. Сурикове и
«Дар бесценный» о Сурикове и Кончаловских. Собственную жизнь
Кончаловская описала в мемуарах «Кладовая памяти». Жила на улице
Воровского, 33/35; ул. Чайковского (ныне Новинский бульвар), 28/35.
Скончалась в 1988 в Москве.
Московская энциклопедия. Лица Москвы
Н.П.Кончаловской установлена
мемориальная доска на Новинском
бульваре, дом 28/35.
Жена писателя
С. В. Михалкова.
Вместе с П.П. и Н.П. Кончаловскими похоронены:
Кончаловская Ольга Васильевна,
урожд. Сурикова (1878–1958), жена П.Кончаловского, дочь художника
В.И.Сурикова;
Кончаловский Михаил Петрович
(1906–2000), живописец, график;
Родригес Эсперанса
(1913–2001).