КРОПОТКИН Пётр Алексеевич (1842–1921)
Князь. Русский революционер, один из теоретиков анархизма, социолог,
географ и геолог. Родился 27.11(9.12).1842 в Москве в семье
генерала, богатого помещика из древнего княжеского рода. Был
камер-пажом царя. Окончил Пажеский корпус (1862), служил в Амурском
казачьем войске, затем чиновником особых поручений при
генерал-губернаторе Восточной Сибири. В 1864 путешествовал по
неизученным районам Северной Маньчжурии, в 1865 — по северному
склону Восточного Саяна, в 1866 исследовал Патомское нагорье и
Витимское плоскогорье (Олёкминско-Витимская экспедиция Русского
географического общества). По окончании экспедиции вышел в отставку
(1867) и учился на физико-математическом факультете Петербургского
университета, служил в Статистическом комитете министерства
внутренних дел. Ещё в Пажеском корпусе в значительной мере под
влиянием «Колокола» и «Современника» складывались демократические
воззрения Кропоткина; дальнейшее развитие они получили в годы
пребывания его в Сибири, где он наблюдал жизнь народа, был
свидетелем полевого военного суда в Иркутске над участниками
Кругобайкальского восстания (1866). Позднее революционное движение в
Западной Европе, особенно Парижская Коммуна 1871, деятельность
Первого Интернационала и чтение социалистической литературы придали
его взглядам революционный характер. В начале 1872, посетив Бельгию
и Швейцарию, он примкнул к бакунистскому крылу Интернационала; в
мае, возвратившись в Россию, вошёл в общество чайковцев Кропоткин
вёл пропаганду среди петербургских рабочих, составил записку «Должны
ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя?» (1873), в
которой отразилось анархическое направление его взглядов. В 1874
арестован и заключён в Петропавловскую крепость, в 1876 бежал из
тюремного госпиталя и эмигрировал за границу. Провёл в изгнании
свыше 40 лет. С 1879 Кропоткин издавал в Женеве газету «Револьте»
(«Le Révolté»). В 1881 выслан из Швейцарии, а в 1883 на Лионском
процессе анархистов приговорён к 5 годам заключения. В результате
протестов общественности в 1886 освобождён из французской тюрьмы.
Поселившись в Англии, Кропоткин занялся теоретической разработкой
проблем анархизма, научной работой в области социологии, биологии,
географии; сотрудничал в парижских журналах «Револьт» («La Révolte»)
и «Тан нуво» («Les Temps Nouveaux»), основал в Лондоне газету
«Фридом» («Freedom»), был одним из хранителей фонда помощи русским
эмигрантам. Кропоткин называл своё учение анархическим коммунизмом,
обоснованию его он посвятил ряд работ (на французском и английском
языках): «Речи бунтовщика» (1885, русский перевод 1906), «Хлеб и
воля» (1892, русский перевод 1902), «Анархия, её философия, её
идеал» (1896, русский перевод 1900), «Современная наука и анархия»
(1913, русский перевод 1918) и др. Разделяя основные принципы
родоначальников анархизма, он, в отличие от П. Ж. Прудона, был
сторонником социальной революции, в которой видел не стихийный бунт
(как считал М. А. Бакунин), а сознательное действие народа,
оплодотворённое революционной мыслью. Кропоткин различал в обществе
два враждебных начала: «народное» и «начальническое», борьба между
которыми составляет содержание исторического процесса.
Поступательное развитие общества, по мнению Кропоткина,
осуществляется в форме чередования революционных скачков и
эволюционных процессов. Главным содержанием будущей социальной
революции Кропоткин считал революционное творчество масс, а будущее
общество представлялось ему союзом вольных общин, объединённых
свободным договором. По мысли Кропоткина, первоочередные задачи
социальной революции составляют: экспроприация всего, что служит или
может служить эксплуатации (в т. ч. и предметов потребления),
установление прямого обмена городских товаров на
сельскохозяйственные продукты, интеграция труда (обработка земли не
только сельскими, но и городскими жителями, соединение
интеллигентного и физического труда), сочетание умственного
образования с физическим трудом. Анархическая доктрина Кропоткина
непосредственно связана с его естественнонаучными представлениями. В
области биологии его идеи о взаимопомощи как факторе эволюции, об
отсутствии внутривидовой борьбы представляли собой развитие одного
из важных направлений дарвинизма. Установив, что все биологические
формы жизни зиждутся на взаимной помощи и поддержке, Кропоткин
перенёс это положение и на общественную жизнь. Наряду с этим
Кропоткин признавал, что как биологическая, так и социальная жизнь
проникнуты началом борьбы. Но социальная борьба плодотворна и
прогрессивна тогда, когда она, уничтожая старые формы, помогает
возникновению новых, основанных на принципах свободы, справедливости
и солидарности. Прогрессивна борьба трудящихся против
эксплуататоров, но она, по мнению Кропоткина, не должна превращаться
в борьбу за власть, которая якобы неизбежно вырождается в произвол и
деспотизм. Сформулированный Крпоткиным закон взаимной помощи и
солидарности лег в основу его этического учения. Основы человеческой
нравственности он видел в солидарности, справедливости и
самопожертвовании. В противовес анархическому индивидуализму,
Кропоткин стремился построить реалистическую этику («физику
нравов»). В 1900—09 Кропоткин входил в заграничные организации
русских анархистов, участвовал в издании пропагандистских брошюр для
России, сотрудничал в анархистских изданиях «Хлеб и воля» (1903—06,
1909) и «Листок «Хлеб и Воля»» (1906—07). В годы Революции 1905—07
выступал в её поддержку, против карательной политики царизма. В 1907
в числе немногих русских эмигрантов был гостем 5-го (Лондонского)
съезда РСДРП. В историческом исследовании «Великая французская
революция 1789—1793» (1909, русский переврд 1914), явившемся итогом
25-летней работы и получившем впоследствии высокую оценку В. И.
Ленина, Кропоткин первым показал роль парижских секций и
крестьянского движения в революции. В годы 1-й мировой войны 1914—18
Кропоткин занимал оборонческую позицию, резко осужденную Лениным. В
июне 1917 возвратился в Россию, в августе выступил на
Государственном совещании в Москве с призывом к «социальному миру».
Оставаясь противником государственной власти, Кропоткин признал
международное значение Октябрьской революции и высоко оценил роль
Советов. С 1918 Кропоткин жил в Дмитрове. В 1919—20 встречался с
Лениным. Летом 1920 обратился к международному пролетариату с
призывом «заставить свои правительства отказаться от мысли о
вооружённом вмешательстве в дела России». В русском революционном
движении анархические идеи Кропоткина не сыграли значительной роли.
Известное распространение они имели в странах Западной Европы
(Испания, Италия, Швейцария, отчасти Франция), в Латинской Америке,
Индии. Как учёный-естествоиспытатель Кропоткин известен своими
работами в области географии и геологии. В годы службы в Сибири
Кропоткин начал разработку схемы её орографии («Общий очерк
орографии Восточной Сибири», «Записки РГО по общей географии», т. 5,
1875) и впервые обнаружил следы древнего оледенения и вулканизма в
Восточном Саяне. С 1868 Кропоткин, став секретарём отдела физической
географии Русского географического общества, работал над проблемой
освоения северных морей и теоретически обосновал существование в
Северном Ледовитом океане суши («Доклад комиссии по снаряжению в
северные моря», 1871), открытой два года спустя и получившей
названия Земли Франца-Иосифа. В 1871 исследовал ледниковые отложения
в Финляндии и Швеции. В работе «Исследования о ледниковом периоде»
(т. 1, 1876; т. 2 не изд.) привёл доказательства широкого
распространения в антропогеновое время материкового оледенения на
территориях Европы, Азии и Северной Америки. Кропоткин показал, что
многие рыхлые отложения (валуны, пески и др.) и ряд форм ледникового
рельефа (морены, озы и др.) возникли в результате существования и
деятельности мощного ледяного покрова и талых вод. Эти взгляды
полностью подтвердились дальнейшими исследованиями. За границей
Кропоткин сотрудничал с Элизе Реклю в подготовке издания «Земля и
люди. Всеобщая география». Участвовал в работе Лондонского
географического общества, писал статьи по географии России для
«Британской энциклопедии» (9—11 изд., 1875—1911), был сотрудником
(1883—1917) журнала «The Nineteenth Century and after XIX—XX», в
котором сменив Т. Гексли, вёл научное обозрение (1892—1901). В 1893
Кропоткин избран членом «Британской научной ассоциации». В 1897,
побывав в Канаде, высказал мысль о геологическом родстве Канады и
Сибири. Скончался 8.2.1921 в Дмитрове.
БСЭ
П.А.Кропоткину установлена
мемориальная доска
в Кропоткинском переулке, дом 26.
Вместе с П.А.Кропоткиным похоронена
Кропоткина Софья Григорьевна,
урожд. Рабинович (1856–1941), княгиня, переводчик, жена
П.Кропоткина.