Памятник на могиле Лансере Е.Е. (1875–1946), на Новодевичьем кладбище (4–56–11).

ЛАНСЕРЕ Евгений Евгеньевич (1875–1946)

 

График и живописец. Народный художник РСФСР (1945). Родился 23.8(4.9).1875 в Павловске, ныне Ленинградской области. Сын скульптора Евгения Александровича Лансере (1848—1886), брат художницы Зинаиды Евгеньевны Серебряковой (1884—1967, Франция), внук архитектора Николая Леонтьевича Бенуа (1813—1898). Учился в Рисовальной школе общества поощрения художеств в Петербурге (1892—95), в академиях Коларосси и Жюлиана в Париже (1895—98). Член объединения «Мир искусства». Преподавал в Тбилисской АХ (1922—34), Московском архитектурном институте и Всероссийской АХ в Ленинграде (1934—38). Испытывая влияние А. Н. Бенуа и К. А. Сомова, разделяя с ними ретроспективно-стилизаторские увлечения, Лансере выступал в 1900—10-е годы главным образом как оформитель и иллюстратор журналов и книг. Графические композиции Лансере сочетают рисунок-рамку в духе барокко или орнамент «модерна» с перспективно-объёмными документально точными историческими видами (оформление журнала «Мир искусства», заставки, виньетки, концовки к книгам: «Царская... охота на Руси...» Н. Кутепова, издана в 1902; «Царское село...» А. Н. Бенуа, издана в 1910). Стремление Лансере к жизненной убедительности, конкретности в передаче исторической эпохи особенно заметно в станковой графике («Корабли времён Петра Первого», темпера, 1911, Третьяковская галерея) и политически острых рисунках для революционных журналов «Жупел», «Адская почта» и др. (1905—08). Это качество доминирует и в иллюстрациях Лансере к повестям Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат» (1912—41) и «Казаки» (1917—37), отмеченных интересом к народной жизни, отличающихся чёткостью рисунка, но иногда выполненных в смягчённой живописной манере, «пятном», размывающим контур. Реалистическая направленность творчества Лансере с наибольшей полнотой проявилась в советское время. Продолжая много работать в области книжной графики, Лансере часто обращался в эти годы к монументально-декоративному искусству. Его монументально-живописные работы динамикой пространственного построения, пышностью обрамления и общей торжественностью напоминают плафоны 17—18 веков (росписи залов: Казанского вокзала, темпера, силикатные краски, 1933—34 и 1945—46, и гостиницы «Москва», темпера, 1937, — в Москве). Динамизмом композиции отмечено майоликовое панно «Метростроевцы» на станции метро «Комсомольская» Сокольнической линии (1935). Лансере работал также в области театрально-декорационной живописи («Юлий Цезарь» У. Шекспира, 1924, «Горе от ума» А. С. Грибоедова, 1938, — в Малом театре в Москве), плаката и промышленной графики. Государственная премия СССР (1943). Награждён 2 орденами, а также медалями. Скончался 13.9.1946 в Москве.

БСЭ

Е.Е.Лансере установлена мемориальная доска в Милютинском переулке, дом 20/2.

 

Вместе с Е.Е.Лансере похоронены:
Лансере Ольга Константиновна, урожд. Арцыбушева (1882–1966), дворянка; жена Е.Е.Лансере (старшего);
Лансере Евгений Евгеньевич (1907–1988), архитектор, художник;
Лансере Наталия Евгеньевна (1909–1994), архитектор, сотрудник Моспроекта;
Лансере Светлана Дмитриевна, урожд. Якунина (1924–1999), жена Е.Е.Лансере (младшего).