ЛАНСЕРЕ Евгений Евгеньевич (1875–1946)
График и живописец. Народный художник РСФСР (1945). Родился
23.8(4.9).1875 в Павловске, ныне Ленинградской области. Сын
скульптора Евгения Александровича Лансере (1848—1886), брат
художницы Зинаиды Евгеньевны Серебряковой (1884—1967, Франция), внук
архитектора Николая Леонтьевича Бенуа (1813—1898). Учился в
Рисовальной школе общества поощрения художеств в Петербурге
(1892—95), в академиях Коларосси и Жюлиана в Париже (1895—98). Член
объединения «Мир искусства». Преподавал в Тбилисской АХ (1922—34),
Московском архитектурном институте и Всероссийской АХ в Ленинграде
(1934—38). Испытывая влияние А. Н. Бенуа и К. А. Сомова, разделяя с
ними ретроспективно-стилизаторские увлечения, Лансере выступал в
1900—10-е годы главным образом как оформитель и иллюстратор журналов
и книг. Графические композиции Лансере сочетают рисунок-рамку в духе
барокко или орнамент «модерна» с перспективно-объёмными
документально точными историческими видами (оформление журнала «Мир
искусства», заставки, виньетки, концовки к книгам: «Царская... охота
на Руси...» Н. Кутепова, издана в 1902; «Царское село...» А. Н.
Бенуа, издана в 1910). Стремление Лансере к жизненной
убедительности, конкретности в передаче исторической эпохи особенно
заметно в станковой графике («Корабли времён Петра Первого»,
темпера, 1911, Третьяковская галерея) и политически острых рисунках
для революционных журналов «Жупел», «Адская почта» и др. (1905—08).
Это качество доминирует и в иллюстрациях Лансере к повестям Л. Н.
Толстого «Хаджи-Мурат» (1912—41) и «Казаки» (1917—37), отмеченных
интересом к народной жизни, отличающихся чёткостью рисунка, но
иногда выполненных в смягчённой живописной манере, «пятном»,
размывающим контур. Реалистическая направленность творчества Лансере
с наибольшей полнотой проявилась в советское время. Продолжая много
работать в области книжной графики, Лансере часто обращался в эти
годы к монументально-декоративному искусству. Его
монументально-живописные работы динамикой пространственного
построения, пышностью обрамления и общей торжественностью напоминают
плафоны 17—18 веков (росписи залов: Казанского вокзала, темпера,
силикатные краски, 1933—34 и 1945—46, и гостиницы «Москва», темпера,
1937, — в Москве). Динамизмом композиции отмечено майоликовое панно
«Метростроевцы» на станции метро «Комсомольская» Сокольнической
линии (1935). Лансере работал также в области
театрально-декорационной живописи («Юлий Цезарь» У. Шекспира, 1924,
«Горе от ума» А. С. Грибоедова, 1938, — в Малом театре в Москве),
плаката и промышленной графики. Государственная премия СССР (1943).
Награждён 2 орденами, а также медалями. Скончался 13.9.1946 в
Москве.
БСЭ
Е.Е.Лансере установлена
мемориальная доска
в Милютинском переулке, дом 20/2.
Вместе с Е.Е.Лансере похоронены:
Лансере Ольга Константиновна,
урожд. Арцыбушева (1882–1966), дворянка; жена Е.Е.Лансере
(старшего);
Лансере Евгений Евгеньевич
(1907–1988), архитектор, художник;
Лансере Наталия Евгеньевна
(1909–1994), архитектор, сотрудник Моспроекта;
Лансере Светлана Дмитриевна,
урожд. Якунина (1924–1999), жена Е.Е.Лансере (младшего).