ЮОН Константин Фёдорович (1875–1958)
Живописец. Народный художник СССР (1950). Действительный член
Академии художеств СССР (1947). 1-й секретарь правления СХ СССР
(1956—58). Родился 12(24).10.1875 в Москве. Член КПСС с 1951. Учился
в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892—98) у К. А.
Савицкого, А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина, в 1898—1900 работал в
мастерской В. А. Серова. В 1900—17 преподавал в собственной студии,
среди учеников — А. В. Куприн, В. А. Фаворский, В. И. Мухина, братья
Веснины, Н. Д. Колли. В 1952—55 профессор Московского
художественного института им. В. И. Сурикова. Один из организаторов
Союза русских художников (1903), член Ассоциации художников
революционной России (1925). В 1948—50 директор
Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных
искусств Академии художеств СССР. Юон обращался к мотивам русской
провинции, раскрывая историко-национальное своеобразие её быта и
пейзажа в сочной яркой манере живописи, сложившейся под влиянием
импрессионизма («К Троице. Март», 1903, ГТГ; «Мартовское солнце»,
1915, ГТГ). Живо интересовался историей Москвы, на заседаниях
общества «Старая Москва» встречался с И. Е. Забелиным, А. М.
Васнецовым. Юон создавал солнечные, мажорные по эмоциональному строю
произведения, соединяющие характерные мотивы старого города с
лирическим образом природы («У стен Новодевичьего монастыря весной»,
акварель, 1900, ГТГ). В ранний период творчества Юон тонко
воспроизвёл в своих картинах особую непринуждённость московского
жизненного уклада, острохарактерные сцены ночной Москвы («Ночь.
Пивная на Смоленском рынке», частное собрание, 1908; «Тройка у
Старого Яра. Зима», частное собрание, «Ночь. Тверской бульвар», ГТГ,
обе — 1909, все — акварель, белила, карандаш). Особенно художника
увлекали декоративная цветная красочность и живописность древних
архитектурных памятников, которую он раскрывал в органичном единстве
с пестротой, разнообразием, сложной ритмикой современной ему
городской жизни («Москворецкий мост. Зима», 1911, «Лубянская
площадь. Зимой», «Вербный базар на Красной площади», обе — 1916; все
— акварель, белила, в ГТГ). В 1940-х годах воссоздал в своих
картинах яркий облик старых городских праздников и обычаев
(«Кормление голубей на Красной площади», 1946, Челябинская картинная
галерея; «Гулянье на Девичьем поле», 1947, ГТГ), в серии акварелей
запечатлел облик ныне утраченных или сильно изменившихся мест старой
Москвы («Варварские ворота», «Памятник Ивану Фёдорову на фоне
Китайгородской стены в Театральном проезде», обе — 1944, ГТГ).
Очевидец многих исторических событий в жизни Москвы, художник
убедительно передал их особую драматическую атмосферу («Парад на
Красной площади 7 ноября 1941», 1943, ГТГ; «Штурм Кремля в 1917
году», 1947, ГТГ), одним из первых среди московских живописцев
создал образ заводских районов города («Утро индустриальной Москвы»,
1949, ГТГ). В 1950-х годах писал интерьеры Останкинского
дворца-музея, воспроизводя форму, цвет архитектурной детали,
декоративную отделку, предметы внутреннего убранства и в то же время
придавая внутреннему облику помещений воздушность, солнечность,
особую эмоциональную жизненность («Концертный зал Останкинского
дворца», 1956, Останкинский дворец-музей). Тонкое понимание
древнерусской архитектуры, внимательное изучение быта московского
купечества и дворянства позволили Юону в его многочисленных работах
в области театральной декорации соединить историческую достоверность
с образной выразительностью; его эскизы оформления исторических
спектаклей носят характер законченных исторических картин
(«Грановитая палата в Кремле», «Новодевичий монастырь» к опере
«Борис Годунов» М.П. Мусоргского для «Русских сезонов» С.П. Дягилева
в Париже, 1913—14, ныне в Театральном музее имени А. А. Бахрушина в
Москве; «Красная площадь. Рассвет», «Стрелецкая слобода», «У
Спасских ворот» к опере «Хованщина» Мусоргского в Большом театре,
1940, ныне в ГТГ). С 1918 Юон — художник Малого театра (в 1945—47
главный художник); в оформлении пьес А. Н. Островского широко
использовал виды Замоскворечья («Сердце не камень», 1920—21).
Оформлял спектакли «Ревизор» Н. В. Гоголя (1920), «Егор Булычов и
другие» М. Горького (1933—34). Государственная премия СССР (1943).
Награждён орденом Ленина, 2 другими орденами, а также медалями.
Скончался 11.4.1958 в Москве.
К.Ф.Юону установлена
мемориальная доска на улице
Земляной вал, дом 14.
Вместе с К.Ф.Юоном похоронены:
Юон Борис Константинович
(1902–1917);
Юон Игорь Константинович
(1904–1932), художник;
Юон Клавдия Алексеевна,
урожд. Никитина (1883–1965), жена К.Юона;
Юон Олег Игоревич
(1927–1994), геолог, начальник отдела Министерства геологии.