ГЛАЗУНОВ Илья Сергеевич (1930–2017)
Живописец, сценограф и график. Народный художник СССР (1980).
Действительный член РАХ (2001). Родился 10.6.1930 в Ленинграде.
Учился в Институте живописи, скульптуры и архитектуры (1951—57) у Б.
В. Иогансона. В живописи и графике с середины 1950-х гг. обращался к
теме города, который нередко приобретал в его произведениях
лирический, фантастически-одушевлённый, даже зловещий облик
[«Ленинградская весна» (1955), «Петербург Достоевского» (1956, Музей
истории Санкт-Петербурга), «Старое и новое (Новая Москва)» (1978)].
С городским циклом созвучна тема человеческого одиночества («После
спектакля», 1984). Создал цикл станковых полотен по мотивам
произведений Ф. М. Достоевского (1956—83) и иллюстраций к его
сочинениям, также к сочинениям П. И. Мельникова, А. И. Куприна и др.
русских писателей; для них характерны реалистическая точность,
убедительность передачи историческойй среды, драматичность ситуаций.
Исполнил портреты многих деятелей культуры (Г. А. Товстоногова,
1956; Ф. Феллини и Дж. Лоллобриджиды, оба — 1963; И. М.
Смоктуновского, 1974; Е. В. Образцовой, 1982; В. Г. Распутина,
1987), также Индиры Ганди, короля Хуана Карлоса I, папы Иоанна Павла
II и др.; в них Глазунов стремился раскрыть духовность модели, точно
отразить эпоху. В результате зарубежных поездок создал циклы работ
(опубликованы в альбомах «Сражающийся Вьетнам», 1967; «Чили глазами
художника», 1973; «Телеграммы из Никарагуа», 1984, и др.). Обратился
к художественно-философскому осмыслению русской истории (отчасти под
влиянием искусства В. М. Васнецова и М. В. Нестерова): цикл «Поле
Куликово» (1961—80); «Русский Икар» (1964), «Мистерия XX века»
(1977—99), «Вечная Россия» (1988), «Великий эксперимент» (1990),
«Россия, проснись» (1994) и др. Исполнил панно «Вклад народов СССР в
мировую культуру и цивилизацию» (1980—81) для здания ЮНЕСКО в
Париже. Оформлял постановки русских опер — «Князь Игорь» А. П.
Бородина (1980, Берлинская опера), «Пиковая дама» П. И. Чайковского
(там же, 1982), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
Н. А. Римского-Корсакова (1983, ГАБТ); все — совместно с женой,
Ниной Александровной Виноградовой-Бенуа (1936–86); его сценографии
присущи историческая достоверность, художественная цельность.
Художественный руководитель ряда архитектурных проектов (Музей
народного искусства в Палехе; интерьеры посольства СССР в Мадриде,
1989; нового корпуса Российской академии живописи, ваяния и
зодчества, 1992). В публикациях и интервью нашли отражение взгляды
Глазунова на историю мировой культуры, проблемы защиты памятников
исторического наследия, современной художественной жизни. Основатель
Всесоюзного музея декоративно-прикладного искусства в Царицыне в
Москве (1984), один из инициаторов создания Всероссийского общества
охраны памятников истории и культуры (1966). С 1978 преподавал в
Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (профессор с
1981); в 1987 основал Российскую академию живописи, ваяния и
зодчества (её бессрочный ректор с 1995). В 2004 в Москве открыт
Музей Глазунова, в котором находятся около 500 его работ, подаренных
городу, и собранная Глазуновым коллекция русских икон.
Государственная премия РФ за реставрацию зданий Московского Кремля
(1997). Награждён орденом Трудового Красного Знамени, полный кавалер
российского ордена «За заслуги перед Отечеством» (1-й степени —
2010, 2-й степени — 2005, 3-й степени — 2000, 4-й степени — 1995),
медалями. Скончался 9.7.2017 в Москве.
БРЭ
Вместе с И.С.Глазуновым похоронена
Виноградова-Бенуа Нина Александровна
(1936–1986), искусствовед, живописец, график, книжный оформитель,
театральный художник, жена И.Глазунова, перезахоронена.