МАКСИМОВА Екатерина Сергеевна (1939–2009)
Артистка балета, педагог. Народная артистка СССР (26.9.1973).
Родилась 1.2.1939 в Москве. Жена артиста балета и балетмейстера В.
В. Васильева (род. 1940), внучка философа и психолога Г. Г. Шпета
(1879–1937). По окончании МХУ (педагог Е. П. Гердт) в 1958–88 в
Большом театре, где совершенствовалась под руководством Г. С.
Улановой. Безупречность академической школы классического танца,
редкая музыкальность, сценическое обаяние и великолепные природные
данные выделяли Максимову с первых профессиональных шагов, позволив
балерине войти в число эталонных интерпретаторов большинства партий
русского балетного репертуара 19 в. (Жизель – «Жизель» А. Адана,
Принцесса Флорина и Аврора – «Спящая красавица» П. И. Чайковского,
Китри – «Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса). Сотрудничество с хореографом Ю.
Н. Григоровичем (Максимова – первая исполнительница партий в его
балетах: «Щелкунчик» Чайковского – Мари, «Спартак» А. И. Хачатуряна
– Фригия) и сложившийся сценический дуэт с Васильевым позволили
Максимовой создать образы героинь, проходящих путь от расцветающей
юной женственности до жертвенности. Первая исполнительница партий в
балетах Васильева (Эола – «Икар» С. М. Слонимского, Балерина – «Эти
чарующие звуки» на муз. Ж. Ф. Рамо, В. А. Моцарта, Дж. Торелли,
Солистка – «Я хочу танцевать» на музыку русских композиторов,
Солистка – «Фрагменты одной биографии» на музыку аргентинских
композиторов, Анюта – «Анюта» на муз. В. А. Гаврилина, Золушка –
«Золушка» С. С. Прокофьева), Д. А. Брянцева (Шурочка Азарова –
«Гусарская баллада» Т. Н. Хренникова). Максимова была одной из
первых советских балерин, активно осваивавших западный репертуар:
участвовала в постановках Дж. Кранко (Татьяна – «Онегин» на муз.
Чайковского), Р. Пети (Роза – «Голубой ангел» на муз. М. Констана),
М. Бежара (Юлия – «Ромео и Юлия» на муз. Г. Берлиоза), П. Лакотта
(Натали – «Натали, или Швейцарская молочница» А. Гировца и М. Карафы
ди Колобрано; первое исполнение в СССР). Среди других партий:
Джульетта («Ромео и Джульетта» Прокофьева), Ева («Сотворение мира»
А. П. Петрова), Одетта–Одилия («Лебединое озеро» Чайковского).
Актёрская выразительность Максимовой способствовала развитию жанра
фильма-балета, в котором балерина работала много лет: Девочка
(«Трапеция»), Элиза Дулиттл («Галатея»), Петер («Старое танго»),
Анюта («Анюта», Государственная премия РСФСР им. братьев Васильевых,
1984), Примадонна («Чаплиниана») и др. Снималась в
телефильмах-концертах «Хореографическая симфония», «Хореографические
новеллы», «Гран па в белую ночь»; в фильме-опере «Травиата» (реж. Ф.
Дзеффирелли) и экранизациях многих балетов. Творчеству Максимовой и
Васильева посвящены телефильмы «Дуэт» (1973), «И осталось, как
всегда, недосказанное что-то...» (1990), французский фильм «Катя и
Володя» (1989). Как драматическая актриса выступила в фильме
«Фуэте», телефильмах «Жиголо и жиголетта», «Классная дама», в
моноспектакле «Песнь Песней» по Библии. Окончив в 1980
педагогическое отделение балетмейстерского факультета ГИТИСа, с 1982
преподавала в нём (с 1991 РАТИ), с 1996 профессор. С 1990
балетмейстер-репетитор театра «Кремлёвский балет» (Москва), с 1998 –
Большого театра. Среди учениц: Н. Г. Балахничёва, С. А. Лунькина, М.
А. Рыжкина. 1-я премия Международного конкурса артистов балета в
Варне (1964). Премия Анны Павловой (1969), премия Мариуса Петипа
(1972), обе – Париж. Знак «200 лет ГАБТ СССР» (1976).
Государственная премия СССР (1981), Государственная премия РСФСР им.
М.И.Глинки (1991), премия Ленинского комсомола (1972). Награждена
орденом Ленина (1976), Трудового Красного Знамени, 2 орденами Дружбы
народов, российскими орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-й и 4-й
степеней, медалями. Скончалась 28.4.2009 в Москве.
БРЭ