ШЕСТАКОВ Виктор Алексеевич (1898–1957)
Театральный художник. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1948).
Родился в марте 1898 в Орле. Работу в театре начал в 1917 (Орловский
драматический театр). Ещё в период обучения во ВХУТЕМАСе (1921—24)
поступил по приглашению В. Э. Мейерхольда в Московский Театр
Революции; был главным художником этого театра (1922—27). Затем
работал в Театре им. Мейерхольда. Утверждая принципы
конструктивизма, Шестаков стремился освободить сцену от
украшательства и иллюстративности, искал выразительной остроты и
динамики в планировке оформления. Художник строил единые установки,
трансформирующиеся с помощью смены деталей, состоящие из станков,
площадок, лестниц: спектакли «Человек-масса» Толлера (1923),
«Доходное место» (1923), «Спартак» Волькенштейна (1923), «Эхо»
Билль-Белоцерковского (1924) — все в Театре Революции. Использовал
движущиеся лифты и щиты, световые и киноэкраны («Озеро Люль» Файко,
1923, там же), монтаж бытовых предметов («Воздушный пирог» Ромашова,
1925, там же). Некоторую рационалистичность, сухость, сказавшиеся в
творчестве Шестакова этого периода, художник стремится преодолеть в
последующие годы. Со 2-й половины 30-х гг. он создаёт декорации,
основанные на живописно-объёмном принципе оформления, эмоциональные,
поэтически обобщённые образы. С 1946 Шестаков — главный художник
Московского театра им. Ленинского комсомола. Оформил здесь
спектакли: «Семья Ферелли теряет покой» Хелман (1945), «Жаркое лето»
Кравченко (1947), «Семья» Попова (1949), «Полковник Фостер признает
себя виновным» Вайяна (1952), «Мужество» по Кетлинской (1955),
«Вишнёвый сад» (1954). Среди работ Шестакова — декорации к
спектаклям: «Начало жизни» Первомайского (1936, МХАТ 2-й), «Васса
Железнова» (1936, Театр им. МОСПС); «Смерть Пазухина»
Салтыкова-Щедрина (1954; Студия Киноактёра), «Мандат» Эрдмана (1956,
там же). Скончался 21.12.1957 в Москве.
Вместе с В.А.Шестаковым похоронена
Бахрах Мария Исаевна
(1896–1967), член РСДРП(б) с 1917.