ФАВОРСКИЙ Владимир Андреевич (1886–1964)
График и живописец. Народный художник СССР (1963). Действительный
член АХ СССР (1962). Родился 2(14).3.1886 в Москве. Учился в студии
К. Ф. Юона в Москве (1903—05) и школе Ш. Холлоши в Мюнхене
(1906—07), на искусствоведческом отделении Московского университета
(1907—13). Член общества «Четыре искусства» (1924—28). С 1907
работал преимущественно в технике ксилографии главным образом над
книжной иллюстрацией. Разработал стройную теорию оформления книги,
основные положения которой сводятся к следующему: книга — это
единство функционального («инструмент для чтения») и эстетических
начал, целостный организм, требующий снаружи оформления как вещь,
предмет быта, тогда как все внутренние элементы книги должны быть
подчинены задаче пространственно-временного истолкования
литературных произведений. Ритм расположения этих элементов в
пространстве книги, мера подробности в характеристике героев и
ситуаций, «определённое отношение... предмета к пространству» должны
выявлять стиль писателя, основные «моменты мировоззрения»
литературных произведений. Для гравюр Фаворского периода 1910 —
середины 1930-х гг. характерны подчёркнутая пластичность,
использование только чёрного, почти осязаемого штриха [«Суждения
господина Жерома Куаньяра» А. Франса (1918, изд. в 1963); «Фамарь»
А. Глобы (изд. в 1923); «Труды и дни Михаила Ломоносова» Г. Шторма
(изд. в 1934)], разнообразие стилевых решений, отвечающих стилю
литературных произведений [эпический строй иллюстрации «Книги Руфь»
(изд. в 1925); иронически-буквальное переложение поэтических метафор
на язык пластики в «Домике в Коломне» Пушкина (изд. в 1929);
романтическая экспрессивность образов «Новогодней ночи» С. Д.
Спасского (изд. в 1932); символичность скульптурно завершенных форм
в «Новой жизни» Данте (изд. в 1934)]. С середины 1930-х гг.
Фаворский чаще пользуется белым штрихом, действеннее передающим
свет, движение, психологическую характеристику персонажей. В его
работах органически сочетаются философская глубина образов,
эпическое и лирическое начало [оформление «Сонетов» Шекспира (изд. в
1948), сборник «Роберт Бернс в переводах С. Маршака» (изд. в 1950),
иллюстрации к «Слову о полку Игореве» (изд. в 1954), «Борису
Годунову» (1955, изд. в 1956) и «Маленьким трагедиям» (изд. в 1961)
Пушкина; все — Ленинская премия, 1962]. Много работал над станковыми
ксилографиями («Октябрь 1917», 1928), в том числе над портретами
(«Ф. Достоевский», 1929, «Пушкин-лицеист», 1935, серия «Великие
русские полководцы», 1945—47), экслибрисами, издательскими марками.
С 1942 обращался также к линогравюре, выявляя её декоративные (серия
«Самарканд», 1942–44) и публицистические возможности («За мир»,
1959). Фаворский создал особый стиль строгого, пластически ясного и
гармоничного карандашного рисунка (серия «двойных портретов»,
1938—61, и др.). В области монументального искусства Фаворский
добивался синтеза архитектуры и живописи, понимая последнюю как
ритмическую организацию пространства, разворачивающегося во времени
(росписи в Музее охраны младенчества и материнства, фрески, 1933, и
в Доме моделей в Москве, сграффито, 1935, обе не сохранились).
Работам Фаворского в театре свойственны сочетания конструктивного
единства организации сценического пространства с яркой театральной
условностью, тонкостью живописных решений («Двенадцатая ночь»
Шекспира в МХАТ-2, 1934, и др.). Творчество Фаворского оказало
большое влияние на искусство, особенно на графику. Профессор
Вхутемаса-Вхутеина (1920—30), Полиграфического института (1930—34),
Института изобразительных искусств (1934—38), Института прикладного
и декоративного искусства (1942—48) в Москве. Среди учеников — А. Д.
Гончаров, А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов, М. И. Пиков. Скончался
29.12.1964 в Москве.
БСЭ
В.А.Фаворскому установлена
мемориальная доска на
Новогиреевской улице, дом 7.
Вместе с В.А.Фаворским похоронены:
Фаворский Никита Владимирович
(1915–1941), художник-график, погиб на фронте под Москвой (кенотаф);
Фаворский Иван Владимирович
(1924–1945), художник, погиб на фронте под Кенигсбергом (кенотаф).