Памятник на могиле Герасимова С.В. (1885–1964), ск. Е.Белашова, арх. В.Воскресенский, на Новодевичьем кладбище (6–5–11).

ГЕРАСИМОВ Сергей Васильевич (1885–1964)

 

Живописец и график. Народный художник СССР (1958). Действительный член АХ СССР (1947). Доктор искусствоведения (1956). Родился 14(26).9.1885 в Можайске. Учился в Строгановском училище (1901—07) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1907—12) у С. В. Иванова и К. А. Коровина, А. Е. Архипова; одновременно занимался литографией у С. С. Глаголя. Член общества «Маковец» (1922—25), Общества московских художников (1926—29; также учредитель), Ассоциации художников революции (1930—32). Участник выставок «Московского салона», объединения «Мир искусства» (1921) и др. В ранний период исполнял преимущественно акварели («В лесу», 1908; пейзажи Севера России, 1913). После 1917 участвовал в оформлении революционных празднеств (панно «Хозяин земли» для здания Московской городской думы, 1918). Писал портреты-типы («Фронтовик», 1926, ГТГ), историко-революционные и жанровые картины, пейзажи и натюрморты. Значительная часть произведений посвящена крестьянам: серия автолитографий «Мужики» (изд. 1920), полотна «Хлеб наш насущный» (1921), «Крестьянин в картузе» (1925, оба — ГРМ), «Колхозный сторож» (1933, ГТГ). Эти произведения, как и эпическая картина «Клятва сибирских партизан» (1933, ГРМ), выразительной обобщённостью формы и сумрачной монохромностью колорита предвосхищают суровый стиль. В дальнейшем колорит Герасимова приобрёл оптимистическое, мажорное звучание в картинах, воспевающих счастливую жизнь («Колхозный праздник», 1937, ГТГ, серебряная медаль Всемирной выставки в Париже, 1937). В годы Великой Отечественной войны создал трагическое полотно «Мать партизана» (1943—50, ГТГ, золотая медаль Всемирной выставки в Брюсселе, 1958). Из тематических картин послевоенного периода наиболее значительна картина «За власть Советов» (1957, ГТГ). Будучи продолжателем традиций пейзажной живописи Союза русских художников, Герасимов много работал с натуры в различных регионах страны; особенно выделяются мастерством в передаче пленэрных эффектов поэтичные пейзажи, выполненные на родине художника: «Лёд прошёл» (1945), «Начало апреля» (1952), серия «Можайские пейзажи» (1954—64). В технике чёрной акварели исполнил иллюстрации к произведениям Н. А. Некрасова (поэма «Кому на Руси жить хорошо», 1933—36) и М. Горького («Дело Артамоновых», 1939—54); за них награждён золотой медалью Всемирной выставки в Брюсселе (1958). Преподавал в Москве — в художественных школах (с 1912), во Вхутемасе-Вхутеине (1920—29), Полиграфическом институте (1930—36), Московском художественном институте (1936—50; профессор с 1940), Московском высшем художественно-промышленном училище (1950—64). Ленинская премия (1966, посмертно). Награждён 2 орденами, а также медалями. В Можайске открыт мемориальный Дом-музей художника. Скончался 20.4.1964 в Москве.

БРЭ

С.В.Герасимову установлена мемориальная доска на Петровско-Разумовской аллее, дом 2.