ВЕРТОВ Дзига (1896–1954)
Режиссёр-документалист, сценарист, теоретик кино. Один из
основоположников мировой кинодокументалистики. Родился
21.12.1895(2.1.1896) в Белостоке (Вертов Дзига, Денис Аркадьевич —
псевдоним; наст. Давид Абелевич Кауфман). Учился в Петроградском
психоневрологическом институте и Московском университете. С 1918 в
отделе хроники Москинокомитета. Монтировал первый советский
киножурнал «Кинонеделя» (1918—19). В годы Гражданской войны
участвовал во фронтовых съёмках, руководил киновагонами и
киноотделениями агитпоездов и агитпароходов. Фильмы «Годовщина
революции» (1918, совм. с А. И. Савельевым), «Процесс Миронова»
(1919), «Агитпоезд ВЦИК» (1921), «История Гражданской войны» (1922)
и др. строились как информационно-событийные. Первые манифесты Верты
от имени созданной им группы «Киноки» – «Мы» (1922), «Киноки.
Переворот» и «Новое течение в кинематографии» (оба 1923) — заложили
основы теоретической концепции Верты, которая в дальнейшем
уточнялась и развивалась в его статьях и экранной практике. Суть
теории составили две взаимосвязанные формулы — «Кино–Глаз» и
«Кино–Правда»: глаз, вооружённый кинокамерой («Кино–Глаз»), должен
не имитировать обыденное зрение, а с помощью различных приёмов
съёмки, монтажа, общей композиции фильма проникать в смысл фактов,
воссоздавая тем самым правду на экране («Кино–Правду»). Верта уже в
первых новаторских работах — киножурнале «Кино–Правда» (23 выпуска,
1922—25) и фильме «Кино–Глаз» (серебряная медаль Парижской всемирной
выставки, 1925) — стремился к слиянию факта с образом, документа с
искусством, к значительным художественным обобщениям. В фильмах
«Шагай, Совет!» и «Шестая часть мира» (оба 1926) революционный пафос
передан в динамике художественно-выразительных кадров и поэтическом
строе титров. В фильме «Одиннадцатый» (1928) словесный комментарий
вытеснен монтажом. «Человек с киноаппаратом» (1929) — виртуозный
эксперимент в области «кинописи»: музыкально-поэтический рассказ о
летнем дне города опирается на пластическое совершенство изображения
и монтажные ассоциации, становясь «внутренним монологом» лирического
героя. Разгромленный в СССР за «формализм», фильм имел широкий
международный резонанс. В «Симфонии Донбасса» («Энтузиазм», 1930)
Верта впервые в отечественном документальном кино использовал звук,
реализовал важнейшее теоретическое положение о «синхронной съёмке»
(не просто технологическом совмещении звука и изображения, но
адекватности произносимого текста мыслям, чувствам, внутреннему
состоянию персонажа). И в этих, и в следующих фильмах Верты («Три
песни о Ленине», 1934; «Колыбельная», 1937), запечатлевших
определённые исторические отрезки жизни страны, разнообразные
пластические, поэтически-музыкальные, ритмические и иные
художественные решения направлены на «расшифровку действительности».
В последние 10 лет жизни Верта лишь время от времени монтировал
отдельные номера киножурнала «Новости дня», не получая права на
съёмки. Творчество Верты оказало значительное влияние на
отечественную и мировую кинодокументалистику 2-й половины 20 века
Среди других фильмов: «Серго Орджоникидзе» (1937, совм. с Я. М.
Блиохом), «Три героини» (1938), «Кровь за кровь, смерть за смерть»
(1941), «Тебе, фронт» (1943), «В горах Алатау» и «Клятва молодых»
(оба 1944). Скончался 12.2.1954 в Москве (в 1965 перезахоронен с
Миусского кладбища).
БРЭ
Вместе с Д.Вертовым похоронена
Вертова-Свилова Елизавета Игнатьевна
(1900–1975), кинорежиссёр, жена Д.Вертова, Госпремия.