Памятник на могиле Вертова Дзиги (1896–1954), по проекту худ. И.Нижника, на Новодевичьем кладбище (6–19–4).

ВЕРТОВ Дзига (1896–1954)

 

Режиссёр-документалист, сценарист, теоретик кино. Один из основоположников мировой кинодокументалистики. Родился 21.12.1895(2.1.1896) в Белостоке (Вертов Дзига, Денис Аркадьевич — псевдоним; наст. Давид Абелевич Кауфман). Учился в Петроградском психоневрологическом институте и Московском университете. С 1918 в отделе хроники Москинокомитета. Монтировал первый советский киножурнал «Кинонеделя» (1918—19). В годы Гражданской войны участвовал во фронтовых съёмках, руководил киновагонами и киноотделениями агитпоездов и агитпароходов. Фильмы «Годовщина революции» (1918, совм. с А. И. Савельевым), «Процесс Миронова» (1919), «Агитпоезд ВЦИК» (1921), «История Гражданской войны» (1922) и др. строились как информационно-событийные. Первые манифесты Верты от имени созданной им группы «Киноки» – «Мы» (1922), «Киноки. Переворот» и «Новое течение в кинематографии» (оба 1923) — заложили основы теоретической концепции Верты, которая в дальнейшем уточнялась и развивалась в его статьях и экранной практике. Суть теории составили две взаимосвязанные формулы — «Кино–Глаз» и «Кино–Правда»: глаз, вооружённый кинокамерой («Кино–Глаз»), должен не имитировать обыденное зрение, а с помощью различных приёмов съёмки, монтажа, общей композиции фильма проникать в смысл фактов, воссоздавая тем самым правду на экране («Кино–Правду»). Верта уже в первых новаторских работах — киножурнале «Кино–Правда» (23 выпуска, 1922—25) и фильме «Кино–Глаз» (серебряная медаль Парижской всемирной выставки, 1925) — стремился к слиянию факта с образом, документа с искусством, к значительным художественным обобщениям. В фильмах «Шагай, Совет!» и «Шестая часть мира» (оба 1926) революционный пафос передан в динамике художественно-выразительных кадров и поэтическом строе титров. В фильме «Одиннадцатый» (1928) словесный комментарий вытеснен монтажом. «Человек с киноаппаратом» (1929) — виртуозный эксперимент в области «кинописи»: музыкально-поэтический рассказ о летнем дне города опирается на пластическое совершенство изображения и монтажные ассоциации, становясь «внутренним монологом» лирического героя. Разгромленный в СССР за «формализм», фильм имел широкий международный резонанс. В «Симфонии Донбасса» («Энтузиазм», 1930) Верта впервые в отечественном документальном кино использовал звук, реализовал важнейшее теоретическое положение о «синхронной съёмке» (не просто технологическом совмещении звука и изображения, но адекватности произносимого текста мыслям, чувствам, внутреннему состоянию персонажа). И в этих, и в следующих фильмах Верты («Три песни о Ленине», 1934; «Колыбельная», 1937), запечатлевших определённые исторические отрезки жизни страны, разнообразные пластические, поэтически-музыкальные, ритмические и иные художественные решения направлены на «расшифровку действительности». В последние 10 лет жизни Верта лишь время от времени монтировал отдельные номера киножурнала «Новости дня», не получая права на съёмки. Творчество Верты оказало значительное влияние на отечественную и мировую кинодокументалистику 2-й половины 20 века Среди других фильмов: «Серго Орджоникидзе» (1937, совм. с Я. М. Блиохом), «Три героини» (1938), «Кровь за кровь, смерть за смерть» (1941), «Тебе, фронт» (1943), «В горах Алатау» и «Клятва молодых» (оба 1944). Скончался 12.2.1954 в Москве (в 1965 перезахоронен с Миусского кладбища).

БРЭ

 

Вместе с Д.Вертовым похоронена Вертова-Свилова Елизавета Игнатьевна (1900–1975), кинорежиссёр, жена Д.Вертова, Госпремия.