ЮЗОВСКИЙ Иосиф Ильич (1902–1964)
Театральный критик, литературовед, публицист, переводчик. Родился
18.12.1902 в Варшаве. Окончил факультет общественных наук Донского
университета им. М. П. Богаевского в Ростове-на-Дону (1924). С
начала 1930-х жил и работал в Москве. Получил известность в 1931
после публикации в «Литературной газете» рецензии на спектакль Вс.
Э. Мейерхольда «Список благодеяний» (пьеса Ю. К. Олеши, 1931).
Выступая в печати главным образом как театральный критик, Юзовский
обладал талантом общения с читателем. Его статьи отличались не
только литературным блеском и остротой мысли, но и особым стилем
критических рассуждений. По словам современников, Юзовский как бы
растворялся в зрителе, сливаясь с ним в одном лице, от имени
которого он писал статьи и книги. Будь то отзыв на постановку
современной пьесы или монографический труд, «подлинный голос»
Юзовского-критика сохранял неповторимую доброжелательность и
уважение к читателю и зрителю. Одной из главных тем в творческой
судьбе Юзовского стала тема интеллигентности как духовной константы
при смене поколений. В современном театре Юзовский искал дух
благородства и моральной чистоты, пытаясь осторожно протягивать нити
от образов чеховской драматургии к пьесам о совеской молодёжи. Эти
же идеалы он отстаивал в работах, посвящённых драматургии М.
Горького. Юзовский обращал особое внимание на то, как Горький
различал потребительское и творческое отношение к жизни и указывал
на эту бесценную способность как на залог цельной, активной
личности, готовой на сознательные поступки. Юзовский призывал
современный театр к поиску такого героя. Некоторое обобщение эти
рассуждения получили в его работах, посвящённых проблемам
шекспировской драматургии. В статье «Сомнения в Гамлете» Юзовский
писал: «Противоречие между мыслью и деянием может быть не только
свойством индивидуальной психологии. История нас учит, что оно
бывает присуще целым поколениям, даже эпохам». Юзовский с горечью
отмечал, что если Гамлет Качалова стал трагедией нереализованной
творческой силы русской интеллигенции, то советский театр всё чаще
выдвигал на первый план «Гамлета-дельца», лишённого внутренненго
конфликта. Для Юзовского Гамлет У. Шекспира был выражением «мечты
человечества об идеале правды, красоты, справедливости», «взглядом
упования в будущее, которое мы созидаем». Автор статей о творчестве
Вс. Э. Мейерхольда, Н. П. Охлопкова, А. Я. Таирова, К. С.
Станиславского. Юзовский также занимался историей чешской, словацкой
и польской драматургии. С 1946 по 1948 — научный сотрудник Института
мировой литературы им. А. М. Горького АН СССР. Перевёл с немецкого
языка пьесу «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта, с польского —
«Такие времена» Е. Юрандота, с чешского — «Гость из ночи» Л.
Ашкенази и др. В 1949 Юзовский в числе других театральных критиков
стал жертвой кампании «по борьбе с космополитизмом». Его снова стали
печатать только в 1956. Скончался 15.12.1964 в Москве.
Московская энциклопедия. Лица Москвы
И.И.Юзовскому установлена
мемориальная доска
в Лаврушенском переулке, дом 17.