Памятник на могиле Юзовского И.И. (1902–1964), ск. Л.Берлин, арх. М.Лифатов, на Новодевичьем кладбище (6–13–2).

ЮЗОВСКИЙ Иосиф Ильич (1902–1964)

 

Театральный критик, литературовед, публицист, переводчик. Родился 18.12.1902 в Варшаве. Окончил факультет общественных наук Донского университета им. М. П. Богаевского в Ростове-на-Дону (1924). С начала 1930-х жил и работал в Москве. Получил известность в 1931 после публикации в «Литературной газете» рецензии на спектакль Вс. Э. Мейерхольда «Список благодеяний» (пьеса Ю. К. Олеши, 1931). Выступая в печати главным образом как театральный критик, Юзовский обладал талантом общения с читателем. Его статьи отличались не только литературным блеском и остротой мысли, но и особым стилем критических рассуждений. По словам современников, Юзовский как бы растворялся в зрителе, сливаясь с ним в одном лице, от имени которого он писал статьи и книги. Будь то отзыв на постановку современной пьесы или монографический труд, «подлинный голос» Юзовского-критика сохранял неповторимую доброжелательность и уважение к читателю и зрителю. Одной из главных тем в творческой судьбе Юзовского стала тема интеллигентности как духовной константы при смене поколений. В современном театре Юзовский искал дух благородства и моральной чистоты, пытаясь осторожно протягивать нити от образов чеховской драматургии к пьесам о совеской молодёжи. Эти же идеалы он отстаивал в работах, посвящённых драматургии М. Горького. Юзовский обращал особое внимание на то, как Горький различал потребительское и творческое отношение к жизни и указывал на эту бесценную способность как на залог цельной, активной личности, готовой на сознательные поступки. Юзовский призывал современный театр к поиску такого героя. Некоторое обобщение эти рассуждения получили в его работах, посвящённых проблемам шекспировской драматургии. В статье «Сомнения в Гамлете» Юзовский писал: «Противоречие между мыслью и деянием может быть не только свойством индивидуальной психологии. История нас учит, что оно бывает присуще целым поколениям, даже эпохам». Юзовский с горечью отмечал, что если Гамлет Качалова стал трагедией нереализованной творческой силы русской интеллигенции, то советский театр всё чаще выдвигал на первый план «Гамлета-дельца», лишённого внутренненго конфликта. Для Юзовского Гамлет У. Шекспира был выражением «мечты человечества об идеале правды, красоты, справедливости», «взглядом упования в будущее, которое мы созидаем». Автор статей о творчестве Вс. Э. Мейерхольда, Н. П. Охлопкова, А. Я. Таирова, К. С. Станиславского. Юзовский также занимался историей чешской, словацкой и польской драматургии. С 1946 по 1948 — научный сотрудник Института мировой литературы им. А. М. Горького АН СССР. Перевёл с немецкого языка пьесу «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта, с польского — «Такие времена» Е. Юрандота, с чешского — «Гость из ночи» Л. Ашкенази и др. В 1949 Юзовский в числе других театральных критиков стал жертвой кампании «по борьбе с космополитизмом». Его снова стали печатать только в 1956. Скончался 15.12.1964 в Москве.

Московская энциклопедия. Лица Москвы

И.И.Юзовскому установлена мемориальная доска в Лаврушенском переулке, дом 17.