АМЕТ-ХАН Султан (1920–1971)
Военный лётчик и лётчик-испытатель. Подполковник (1946). Заслуженный
лётчик-испытатель СССР (1961). Дважды Герой Советского Союза
(24.8.1943, 29.6.1945). Родился 25.10.1920 в Алупке, Крым. Член
Коммунистической партии с 1942. В Красной Армии с 1939. Окончил 1-ю
Качинскую военную авиационную школу им. А. Ф. Мясникова (1940).
Участник Великой Отечественной войны. Прошёл путь от
лётчика-истребителя до командира эскадрильи 9-го гвардейского
истребительного авиационного полка. 31.5.1942 совершил под
Ярославлем воздушный таран немецкого бомбардировщика «Юнкерс–88».
Участвовал в Сталинградской битве, в ходе которой зарекомендовал
себя как признанный ас. Последний воздушный бой провёл 29.4.1945 над
Берлином, сбив «Фокке-Вульф 190». Совершил 603 боевых вылета, провёл
150 воздушных боёв, сбил лично 30 и в составе группы 19 самолётов
противника. После войны лётчик-испытатель Лётно-исследовательского
института (ныне им. М. М. Громова); испытал свыше 100 типов
самолётов, налёт составил 4237 ч. В 1949 совместно с И. И. Шелестом
на самолёте Ту–2 совершил первую в стране полностью автоматическую
дозаправку в воздухе. В 1951—53 совместно с С. Н. Анохиным и другими
провёл полные испытания пилотируемого аналога самолёта-снаряда КС
(«Комета»). Выполнил большое число полётов для отработки систем
катапультирования из различных самолётов. Государственная премия
СССР (1953). Награждён орденами Ленина (1942; 1943 — дважды),
Красного Знамени (1942, 1943, 1945, 1953), Александра Невского
(1944), Отечественной войны 1-й степени (1945), Красной Звезды
(1941), «Знак Почёта» (1961), медалями. Погиб 1.2.1971 при
выполнении испытательного полёта на летающей лаборатории Ту–16,
предназначенной для испытания нового реактивного двигателя. Именем
Амет-Хана названы площади и улицы в городах РФ; аэропорт в
Симферополе и Махачкале; астероид 6278 Ametkhan; горный пик в
Дагестане. Бронзовые бюсты лётчика установлены в Алупке, Махачкале и
в ауле Цовкра (Дагестан).
БРЭ