ДЕЙНЕКА Александр Александрович (1899–1969)
Живописец. Народный художник СССР (1963). Действительный член АХ
СССР (1947; вице-президент в 1962—66). Герой Социалистического Труда
(1969). Родился 8(20).5.1899 в Курске. Член КПСС с 1960. Учился в
московском Вхутемасе (1920—25) у В. А. Фаворского и И. И.
Нивинского. Член-учредитель общества ОСТ. В ранний период (20-е гг.)
работал главным образом в области журнальной графики. Уже в это
время в живописи и графике Дейнеки сложился круг тем и образов,
определивших характер его творчества в целом; обращаясь к мотивам
индустриального труда, техники, городской жизни, спорта, Дейнека
стремился выразить мироощущение нового, советского человека. Его
почти монохромные произведения 20-х гг. отличаются выразительностью
монументальных форм, динамичной композицией, построенной на
контрастном сопоставлении плоскостей, объёмов и различных
пространственных планов, графически чёткой манерой письма;
обобщённые образы рабочих, подчинённых то торжественно-напряжённому,
то бурному ритму труда, инженерная логика ажурных строительных
конструкций и сама техника становятся воплощением новой эпохи в
жизни страны («На стройке новых цехов»). В этот же период Дейнека
создал своё лучшее произведение на историко-революционную тему —
картину «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых
Сил СССР, Москва), в которой нашла выражение суровая героика
Гражданской войны 1918—20. В 30-е гг. в творчестве художника нередко
появляются лирические мотивы («Мать», 1932, Третьяковская галерея).
Сюжеты, динамичный ритм и живописное решение наполненных солнцем и
светом произведений Дейнеки этого времени передают энтузиазм первых
пятилеток, ощущение радости жизни и созидательного труда советских
людей; произведения, посвящённые теме спорта, приобретают большую
социальную конкретность, олицетворяя силу, физическое и духовное
здоровье советского общества и советского человека («Донбасс.
Обеденный перерыв», 1935, Художественный музей Латвийской ССР, Рига;
«Будущие лётчики», 1938, Третьяковская галерея). Остротой наблюдений
и социальных характеристик отличаются произведения, выполненные
Дейнекой на основе впечатлений от поездок по США, Франции, Италии в
1934—35 («Улица в Риме», 1935, Третьяковская галерея). В годы
Великой Отечественной войны Дейнека создал проникнутую героическим
пафосом картину «Оборона Севастополя» (1942, Русский музей,
Ленинград) и суровые, драматические пейзажи («Окраина Москвы. Ноябрь
1941 года», 1941, Третьяковская галерея). В послевоенный период
Дейнека вновь обращается к темам и образам, найденным в 1920—30-е
гг. («У моря», 1956—57, Русский музей). Монументальная живопись
Дейнеки по своей тематике и образному строю тесно связана с его
станковыми работами (панно и росписи в Центральном театре Советской
Армии, 1940, и на ВДНХ, 1957; мозаики — плафоны станций московского
метрополитена «Маяковская», 1938—39, и «Новокузнецкая», 1943, фриз в
фойе Дворца съездов в Московском Кремле, 1960—61; мозаики «Хорошее
утро», «Хоккеисты», 1959—60, «Красногвардеец», «Доярка», 1962, —
Ленинская премия, 1964). Дейнека много работал в области станковой
графики (серии — «Севастополь», 1932—34, Третьяковская галерея и
Русский музей, «Москва военная», 1946, Третьяковская галерея, — обе
акварель, гуашь; и др.), создавал плакаты («Физкультурница», 1933),
иллюстрации, а также скульптурные работы. Преподавал (профессор с
1940) в московском Вхутеине (1928—30), Московском полиграфическом
институте (1928—34), Московском художественном институте им. В. И.
Сурикова (1934—46 и 1957—63), Московском институте прикладного и
декоративного искусства (1945—1952, директор в 1945—48), Московском
архитектурном институте (1953—57). Награждён орденом Ленина, орденом
Трудового Красного Знамени и медалями. Скончался 12.6.1969 в Москве.
БСЭ
А.А.Дейнеке установлена
мемориальная доска
на Тверской улице, дом 25.
Фриз
с портретами учёных для МГУ (флорентийская мозаика, 1951—52).
Вместе с А.А.Дейнкой похоронены:
Волкова Екатерина Фёдоровна,
урожд. Власова (1897–1991), бухгалтер, тёща А. Дейнеки;
Волкова Елена Павловна
(1921–2011).