ИСАЧЕНКОВ Николай Васильевич (1902–1969)
Крупный организатор советского военного кораблестроения.
Инженер-адмирал (31.5.1954; инженер-контр-адмирал, 4.6.1940;
инженер-вице-адмирал, 22.1.1944). Родился 6(19).12.1902 в городе
Ярцево, ныне Смоленской области. Русский. В ВМФ с 1923, член
компартии с 1927. Окончил Военно-морское инженерное училище им. Ф.
Э. Дзержинского (10.1923—5.1928). Трюмный инженер-механик эсминца
«Петровский» (5.1928—5.1930), старший инженер-механик эсминца
«Дзержинский» (5.1930—4.1932), флаг-механик дивизиона эсминцев
(4.1932—8.1936) Черноморского флота. Помощник начальника отделения
(8.1936—2.1938), начальник отделения (2—7.1938), заместитель
начальника (7.1938—6.1940), начальник Управления кораблестроения ВМФ
с июня 1940. Для изучения зарубежного опыта строительства кораблей
был командирован в Германию в составе группы специалистов во главе с
И. Ф. Тевосяном (2—4.1940). Принимал участие в заказе башен главного
калибра артиллерии для строящихся крейсеров типа «Кронштадт». В
декабре 1940 сделал доклад о проектировании и строительстве кораблей
ВМФ на сборе руководящего состава ВМФ. В начале Великой
Отечественной войны программа строительства «Большого флота» была
приостановлена, на первый план выдвинулись задачи обеспечения боевой
деятельности ВМФ и максимального восполнения значительных потерь
флотов в кораблях, оружии и технике. Под руководством Исаченкова в
сжатые сроки были достроены несколько десятков кораблей, а также
налажено серийное строительство на заводах в глубоком тылу малых
кораблей, преимущественно охотников на сторожевые катера, торпедные
катера и бронекатера. Исаченков лично участвовал в проведении
операций по переброске подводных лодок по Северо-Двинской водной
системе из Каспийского моря в Белое, из Поти в Баку и обратно,
эсминцев с Тихоокеанского флота на Северный флот, больших охотников
с Волги на Чёрное море и т. д. По его инициативе к решению проблемы
борьбы с неконтактными минами были привлечены крупные учёные. К
концу 1942 на всех действующих флотах и флотилиях были созданы
службы размагничивания кораблей, руководство которыми было возложено
на начальника Управления кораблестроения ВМФ. Уже в конце войны под
руководством Исаченкова началась подготовка послевоенной
кораблестроительной программы: выбор классов и типов кораблей с
определением их основных элементов, оружия и энергетики. После войны
находился в прежней должности. Начальник Главного управления
кораблестроения (12.1945—4.1946), (4.1946—1.1952), по
совместительству член Научно-технического комитета (11.1946—3.1949),
Научно-технического совета (3.1949—1.1952) Военно-морского
министерства. Заместитель военно-морского министра по
кораблестроению и вооружению (1.1952—4.1953), заместитель главкома
ВМФ по кораблестроению (4.1953—7.1958), по кораблестроению и
вооружению — начальник кораблестроения и вооружения ВМФ
(7.1958—8.1965). В распоряжении главкома ВМФ (8.1965—2.1966). Член
Комитета по Ленинским и Государственным премиям СССР. С февраля 1966
в отставке. Награждён 2 орденами Ленина (1949, 1962), 3 орденами
Красного Знамени (1942, 1944, 1953), орденами Нахимова 1-й степени
(1944), Отечественной войны 1-й степени (1945), Красной Звезды
(1962), «Знак Почёта» (1935), медалями. Имя адмирала Исаченкова было
присвоено после его смерти большому противолодочному кораблю.
Скончался 4.11.1969 в Москве.
В.М.Лурье. Адмиралы и генералы Военно-Морского Флота СССР в период
Великой Отечественной и советско-японской войн (1941–1945). С-Пб,
2001.
Вместе с Н.В.Исаченковым похоронены:
Исаченкова Мария Викентьевна
(1906–1966), жена Н.Исаченкова;
Исаченкова Регина Николаевна
(1931–1997);
Исаченков Михаил Николаевич
(1944–2010), капитан 1-го ранга.