КАЛАТОЗОВ Михаил Константинович (1903–1973)
Кинорежиссёр. Народный артист СССР (29.9.1969). Родился
15(28).12.1903 в Тифлисе, нные Тбилиси, Грузия (настоящая фамилия
Калатозишвили). Член КПСС с 1939. В 1923 начал работать в грузинском
кино, с 1928 режиссёр. В фильмах, снятых Калатозовым, выявилось
стремление к пластике изображения, к острым ракурсам, эффектам
освещения. Эти черты особенно раскрылись в фильме «Соль Сванетии»
(1930), режиссёром и одним из операторов которого он был. В 1933
Калатозов поступил в аспирантуру Ленинградской академии
искусствознания, затем был директором Тбилисской киностудии. К
режиссёрской работе возвратился, поставив фильм «Мужество» (1939).
Крупной работой Калатозова стала картина «Валерий Чкалов» (1941). Во
время Великой Отечественной войны снял фильм о героизме жителей
блокадного Ленинграда «Непобедимые» (1943, совместно с С. А.
Герасимовым) и «Киноконцерт к 25-летию Красной Армии» (совместно с
Герасимовым и Е. Л. Дзиганом). В 1943—44 уполномоченный Комитета по
делам кинематографии при Совнаркоме СССР в США, в результате этой
деятельности Калатозова «Мосфильм» был оснащён современной
американской кинотехникой, а советские киноработники и руководители
ознакомились с новейшей продукцией Голливуда. В 1944 начальник
Главка по производству художественных фильмов и заместитель
председателя по делам кинематографии при СНК СССР. В 1946 возглавлял
советскую делегацию на 1-м Международном кинофестивале в Канне. В
1946—48 заместитель министра кинематографии СССР (разрабатывал
программу организационно-экономической реформы киноотрасли). В 1948
вернулся к режиссуре и снял фильмы «Заговор обречённых» (1950,
премия Международного кинофестиваля в Карлови-Вари) и посвящённый Ф.
Э. Дзержинскому историко-биографический фильм «Вихри враждебные».
Широта творческого диапазона, умение использовать разнообразные
выразительные средства сказались в кинокомедии «Верные друзья»
(1954). Наиболее известен фильм Калатозова «Летят журавли» (1957),
принесший ему и оператору С. П. Урусевскому мировое признание и ряд
международных премий («Золотая пальмовая ветвь» на 11-м
Международном кинофестивале в Канне и др.). Игра актёров,
вдохновенный монтаж массовых сцен, необычайная подвижность камеры
сделали этот фильм произведением, исполненным тонкой лирической
красоты и трагедийной силы. Яркой экспериментаторской работой стал
фильм «Неотправленное письмо» (1960) о трагической судьбе группы
геологов, соединявший психологизм и романтизм, ощущение подлинности
и масштабности отснятого в тувинских Саянах материала. Кинопоэма «Я
— Куба» (1964) посвящена Кубинской революции, стремясь найти
изобразительный эквивалент спонтанности исторического момента,
Калатозов и Урусевский использовали исключительно ручную камеру;
фильм вновь продемонстрировал умение Калатозова интегрировать в
режиссёрский замысел индивидуальное видение коллеги-оператора,
стремление к нестандартным и зрелищным изобразительным решениям.
Документы об экспедиции У. Нобиле к Северному полюсу легли в основу
фильма «Красная палатка» (1970, совместная итало-советская
постановка); участие крупных актёров разных стран, впечатляющие
натурные съёмки сделали фильм значительным явлением. Государственная
премия СССР (1951, за фильм «Заговор обречённых»). Награждён 3
орденами, а также медалями. Скончался 29.3.1973 в Москве.
М.К.Калатозову установлена
мемориальная доска
на Большой Дорогомиловской улице, дом 9.
Вместе с М.К.Калатозовым похоронен
Калатозишвили Михаил Георгиевич
(1959–2009), кинорежиссёр, актёр, сценарист, внук М.Калатозова.