ЛЮЛЬКА Архип Михайлович (1908–1984)
Конструктор авиационных двигателей. Академик АН СССР (1968;
член-корреспондент 1960). Герой Социалистического Труда (1957).
Родился 10(23).3.1908 в селе Саварка, ныне Богуславского района
Киевской области. Член КПСС с 1947. По окончании Киевского
политехнического института (1931) работал в авиационной
промышленности (в Харькове, Ленинграде, Москве). В 1933—37 занимался
проблемой применения газовой турбины в качестве авиационного
двигателя, научно обосновал целесообразность создания
турбореактивных двигателей для скоростных самолётов. В 1939—41
разработал конструктивную схему двухконтурного турбореактивного
двигателя, явившуюся прототипом ныне существующих схем; определил
аналитическую зависимость так называемой зоны «вырождения» для
турбореактивных двигателей. С 1946 генеральный конструктор
авиационных двигателей. При его непосредственном участии и под его
руководством был создан первый отечественный турбореактивный
двигатель, прошедший в 1948 государственные испытания; позднее
Люлька сконструировал ряд мощных турбореактивных двигателей. Им
разработаны и осуществлены предложения по использованию новых
энергетических веществ. В 1967—84 Люлька возглавлял Комиссию по
газовым турбинам при АН СССР. Преподавал в МАИ (с 1954 — профессор).
Ленинская премия (1976). Государственная премия СССР (1948, 1951).
Награждён 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2
орденами Трудового Красного Знамени и медалями. Скончался 1.6.1984 в
Москве.
БСЭ
А.М.Люльке установлена
мемориальная доска
в Протопоповском переулке, дом 6.
Вместе с А.М.Люлькой похоронена
Люлька Галина Евгеньевна
(1910–1989), жена А.Люльки.