Памятник на могиле Огарёва Н.П. (1813–1877), ск. М.Шмаков, арх. Р.Кананин, на Новодевичьем кладбище (7–3–13).

ОГАРЁВ Николай Платонович (1813–1877)

 

Русский революционер, публицист, поэт. Родился 24.11(6.12).1813 в Петербурге. Из дворян. С 1830 учился в Московском университете, где вокруг Огарёва и его друга А. И. Герцена возник студенческий кружок ярко выраженной политической направленности. Летом 1834 Огарёв вместе с некоторыми другими участниками кружка был арестован, в апреле 1835 сослан в Пензенскую губернию. С 1839 получил разрешение жить в Москве. С 1840 печатал стихи, сочувственно встреченные В. Г. Белинским. 1841—46 провёл большей частью в Германии, Италии, Франции; слушал курс лекций по философии и естественным наукам в Берлинском университете, посещал медицинскую школу в Париже. С конца 1846 жил в Пензенском имении. В 1850 вновь арестован, но вскоре освобождён. В 1856 эмигрировал в Великобританию. Мировоззрение Огарёва складывалось главным образом под воздействием движения декабристов, а также идей Великой французской революции, поэзии А. С. Пушкина, К. Ф. Рылеева, Ф. Шиллера, идей западно-европейского утопического социализма. Позднее, изучая немецкую классическую философию Гегеля и Фейербаха и естественные науки, Огарёв критически воспринял гегелевскую диалектику в революционно-практическом духе и пришёл к философско-материалистическому мировоззрению. В идейной борьбе 40-х годов вместе с Белинским и Герценом стоял во главе формирующегося революционно-демократического направления. Более глубокое проникновение Огарёва в конце 40-х годов в экономические условия жизни русского народа, переоценка им под влиянием поражения Революции 1848 западно-европейского утопического социализма привели его к выводу о необходимости революционно-демократической борьбы с существующим в России строем. Поселившись в Лондоне, Огарёв присоединился к начатой Герценом революционной пропаганде и возглавил вместе с ним Вольную русскую типографию. Был одним из инициаторов издания «Колокола» (1857—67), на страницах которого выдвигал социально-экономическую программу уничтожения крепостного права: предоставление крестьянам той земли, которой они фактически владели; уничтожение чиновничества и введение выборного суда и управления; ликвидация цензуры; отмена рекрутства и сокращение войска; свобода вероисповедания и полная гласность. Теория «русского социализма», выдвинутая Герценом, получила в статьях Огарёва дальнейшее развитие. Главное отличие социально-политической истории России от истории западно-европейских народов он видел в сохранении в Российской империи коренных основ народного быта (общины), не затронутых государством, возникшим, по мнению Огарёва, лишь из-за необходимости борьбы с монголо-татарским игом. Не признавая существования в России феодализма, Огарёв считал, что принцип частной помещичьей собственности на землю, как и государственное устройство по европейскому образцу, наука и культура, привнесены в русскую жизнь Петром I. Огарёв выступал за создание на основе общинного строя народного демократического государства, федеративной республики самоуправляющихся общин, группирующихся в волости и уезды. «Записка о тайном обществе», написанная Огарёвым, содержала развёрнутый план организации общественных сил в целях коренного преобразования социального и политического строя России. В статьях и прокламациях Огарёв развивал идею крестьянской революции, как организованного, сознательного, руководимого действия. Огарёв энергично поддерживал Польское восстание 1863—64. В конце 50-х — начале 60-х годов Огарёв участвовал в подготовке и создании общества «Земля и воля». В целях прямой пропаганды в народе Герцен и Огарёв создали газету «Общее вече» (1862). С переводом Вольной русской типографии в 1865 из Лондона в Женеву Огарёв переселился в Швейцарию. В 1869—70 участвовал в пропагандистско-агитационной кампании М. А. Бакунина и С. Г. Нечаева, а также в нечаевском «Колоколе». Итоги своих теоретических исканий Огарёв подвёл в «Ответах на ст. Герцена “Между старичками” и на брошюру Бакунина “Постановка революционного вопроса”» (1869). Признавая внутренюю необходимость и закономерность исторического процесса, Огарёв решающую силу прогресса видел не в распространении знаний, как он считал ранее, а в революции. Однако он недооценивал значения её экономических предпосылок, что отражало углубление народнических тенденций в его социалистических воззрениях. Романтическая лирика Огарёва первых пятнадцати лет творчества пронизана поисками истины, справедливости, свободы, стремлением постичь законы мира. Пессимистические черты лирики Огарёва выразились в цикле «Монологи» (1844—47). Однако они содержали не только «гамлетовские» мотивы, но и веру в будущее, идею отрицания как прогрессивную силу. Для лирики Огарёва характерны также публицистические тенденции. Поэма «Юмор» (ч. 1—2, 1840—1841, опубликована в 1857 в Лондоне; ч. 3, 1867—1868, опубликована в «Полярной звезде» за 1869 год) занимает центральное место в поэтическом наследстве Огарёва. В ней сочетаются лирический монолог и дружеская беседа, письмо и дневник; исповедь с политической сатирой. В эмиграции поэзия Огарёва стала частью его революционной борьбы. В литературно-критических работах он обосновывал идею общественного назначения поэзии. В статьях об искусстве и литературе Огарёв пропагандировал идеи реализма. В 1873 Огарёв вновь переехал в Великобританию. В последние годы жизни сблизился с одним из идеологов народничества П. Л. Лавровым. Скончался 31.5(12.6).1877 в Гринвиче близ Лондона, где и был похоронен. В марте 1966 прах Огарёва был перезахоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

БСЭ

Н.П.Огарёву установлена мемориальная доска на Большой Никитской улице, дом 23 (со стороны Никитского бульвара).
Н.П.Огарёву установлен памятник на Моховой улице.