ОГАРЁВ Николай Платонович (1813–1877)
Русский революционер, публицист, поэт. Родился 24.11(6.12).1813 в
Петербурге. Из дворян. С 1830 учился в Московском университете, где
вокруг Огарёва и его друга А. И. Герцена возник студенческий кружок
ярко выраженной политической направленности. Летом 1834 Огарёв
вместе с некоторыми другими участниками кружка был арестован, в
апреле 1835 сослан в Пензенскую губернию. С 1839 получил разрешение
жить в Москве. С 1840 печатал стихи, сочувственно встреченные В. Г.
Белинским. 1841—46 провёл большей частью в Германии, Италии,
Франции; слушал курс лекций по философии и естественным наукам в
Берлинском университете, посещал медицинскую школу в Париже. С конца
1846 жил в Пензенском имении. В 1850 вновь арестован, но вскоре
освобождён. В 1856 эмигрировал в Великобританию. Мировоззрение
Огарёва складывалось главным образом под воздействием движения
декабристов, а также идей Великой французской революции, поэзии А.
С. Пушкина, К. Ф. Рылеева, Ф. Шиллера, идей западно-европейского
утопического социализма. Позднее, изучая немецкую классическую
философию Гегеля и Фейербаха и естественные науки, Огарёв критически
воспринял гегелевскую диалектику в революционно-практическом духе и
пришёл к философско-материалистическому мировоззрению. В идейной
борьбе 40-х годов вместе с Белинским и Герценом стоял во главе
формирующегося революционно-демократического направления. Более
глубокое проникновение Огарёва в конце 40-х годов в экономические
условия жизни русского народа, переоценка им под влиянием поражения
Революции 1848 западно-европейского утопического социализма привели
его к выводу о необходимости революционно-демократической борьбы с
существующим в России строем. Поселившись в Лондоне, Огарёв
присоединился к начатой Герценом революционной пропаганде и
возглавил вместе с ним Вольную русскую типографию. Был одним из
инициаторов издания «Колокола» (1857—67), на страницах которого
выдвигал социально-экономическую программу уничтожения крепостного
права: предоставление крестьянам той земли, которой они фактически
владели; уничтожение чиновничества и введение выборного суда и
управления; ликвидация цензуры; отмена рекрутства и сокращение
войска; свобода вероисповедания и полная гласность. Теория «русского
социализма», выдвинутая Герценом, получила в статьях Огарёва
дальнейшее развитие. Главное отличие социально-политической истории
России от истории западно-европейских народов он видел в сохранении
в Российской империи коренных основ народного быта (общины), не
затронутых государством, возникшим, по мнению Огарёва, лишь из-за
необходимости борьбы с монголо-татарским игом. Не признавая
существования в России феодализма, Огарёв считал, что принцип
частной помещичьей собственности на землю, как и государственное
устройство по европейскому образцу, наука и культура, привнесены в
русскую жизнь Петром I. Огарёв выступал за создание на основе
общинного строя народного демократического государства, федеративной
республики самоуправляющихся общин, группирующихся в волости и
уезды. «Записка о тайном обществе», написанная Огарёвым, содержала
развёрнутый план организации общественных сил в целях коренного
преобразования социального и политического строя России. В статьях и
прокламациях Огарёв развивал идею крестьянской революции, как
организованного, сознательного, руководимого действия. Огарёв
энергично поддерживал Польское восстание 1863—64. В конце 50-х —
начале 60-х годов Огарёв участвовал в подготовке и создании общества
«Земля и воля». В целях прямой пропаганды в народе Герцен и Огарёв
создали газету «Общее вече» (1862). С переводом Вольной русской
типографии в 1865 из Лондона в Женеву Огарёв переселился в
Швейцарию. В 1869—70 участвовал в пропагандистско-агитационной
кампании М. А. Бакунина и С. Г. Нечаева, а также в нечаевском
«Колоколе». Итоги своих теоретических исканий Огарёв подвёл в
«Ответах на ст. Герцена “Между старичками” и на брошюру Бакунина
“Постановка революционного вопроса”» (1869). Признавая внутренюю
необходимость и закономерность исторического процесса, Огарёв
решающую силу прогресса видел не в распространении знаний, как он
считал ранее, а в революции. Однако он недооценивал значения её
экономических предпосылок, что отражало углубление народнических
тенденций в его социалистических воззрениях. Романтическая лирика
Огарёва первых пятнадцати лет творчества пронизана поисками истины,
справедливости, свободы, стремлением постичь законы мира.
Пессимистические черты лирики Огарёва выразились в цикле «Монологи»
(1844—47). Однако они содержали не только «гамлетовские» мотивы, но
и веру в будущее, идею отрицания как прогрессивную силу. Для лирики
Огарёва характерны также публицистические тенденции. Поэма «Юмор»
(ч. 1—2, 1840—1841, опубликована в 1857 в Лондоне; ч. 3, 1867—1868,
опубликована в «Полярной звезде» за 1869 год) занимает центральное
место в поэтическом наследстве Огарёва. В ней сочетаются лирический
монолог и дружеская беседа, письмо и дневник; исповедь с
политической сатирой. В эмиграции поэзия Огарёва стала частью его
революционной борьбы. В литературно-критических работах он
обосновывал идею общественного назначения поэзии. В статьях об
искусстве и литературе Огарёв пропагандировал идеи реализма. В 1873
Огарёв вновь переехал в Великобританию. В последние годы жизни
сблизился с одним из идеологов народничества П. Л. Лавровым.
Скончался 31.5(12.6).1877 в Гринвиче близ Лондона, где и был
похоронен. В марте 1966 прах Огарёва был перезахоронен в Москве на
Новодевичьем кладбище.
БСЭ
Н.П.Огарёву установлена
мемориальная доска на Большой
Никитской улице, дом 23 (со стороны Никитского бульвара).
Н.П.Огарёву установлен
памятник на Моховой улице.