Памятник на могиле Рындина В.Ф. (1902–1974), арх. В.Либсон, на Новодевичьем кладбище (7–9–16).

РЫНДИН Вадим Фёдорович (1902–1974)

 

Театральный художник. Народный художник СССР (1962; народный художник РСФСР, 1959). Действительный член АХ СССР (1964; член-корреспондент, 1954). Родился 2(15).1.1902 в Москве. Член КПСС с 1951. Учился в Воронежских художественно-технических мастерских (1918—22) у Н. Х. Максимова и С. М. Романовича и Вхутемасе (1922—24) у В. Л. Храковского. Был членом художественных объединений «Маковец», «Общество московских художников», «Четыре искусства» (1920-е). Главный художник Московского камерного театра (1930—34), Государственного академического театра им. Евг. Вахтангова (1935—37, 1941—45, 1947—53), Московского театра драмы (1945—47), Государственного академического Большого театра (1953—70), Кремлёвского Дворца съездов (1956—70). Преподавал в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова, с 1966 профессор. Уже в первых живописных и графических произведениях определилась романтическая направленность искусства Рындина, характерная и для его театральных декораций. В своих лучших работах Рындин создал романтически-обобщённые, героическо-трагедийные образы большой идейно-философской глубины. Среди оформленных им спектаклей: «Разбойники» Ф. Шиллера (1922) в Воронеже, «Багровый остров» по М. А. Булгакову (1928), «Патетическая соната» Н. Г. Кулиша (1931), «Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского (1933), «Египетские ночи» по А. С. Пушкину (1934) в Московском Камерном театре, где выступал союзником А. Я. Таирова в поисках сценических решений спектаклей, «Заговор чувств» Ю. К. Олеши (1929) в Ленинградском Большом драматическом театре, «Много шума из ничего» Шекспира (1936), «Аристократы» Н. Ф. Погодина, «Фронт» А. Е. Корнейчука, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (1942) в Театре им. Евг. Вахтангова, «Земля» Н. Е. Вирты (1937), «Достигаев и другие» М. Горького (1938) в МХАТ, «Пигмалион» Б. Шоу, (1938) в Театре Сатиры, «Абессалом и Этери» З. П. Палиашвили (1939), «Травиата» Дж. Верди (1953), «Мать» Т. Н. Хренникова (1957), «Война и мир» С. С. Прокофьева (1959), «Судьба человека» И. И. Дзержинского (1961), «Фальстаф» (1962) и «Дон Карлос» (1963) Дж. Верди, «Октябрь» В. И. Мурадели, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1966) и «Псковитянка» (1969) Н. А. Римского-Корсакова, «Икар» С. М. Слонимского (1971) в ГАБТ, «Двенадцатая ночь» Шекспира (1945), «Ярмарка тщеславия» по Теккерею (1958), «Любовь Яровая» К. А. Тренёва (1960), «Госпожа Бовари» по Г. Флоберу (1963) в Малом театре, «Молодая гвардия» по А. А. Фадееву (1947) в Московском театре драмы, «Гамлет» Шекспира (1954) в Театре им. Вл. Маяковского. Рындин также оформлял спектакли для детей в Московском театре для детей (с 1936 Центральный детский театр): «Я — мало, мы — сила» Э. Мэя и Н. Сац (1932), «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина (1934), «Золотой ключик» А. Н. Толстого (1936). Автор книг «Как создаётся художественное оформление спектакля» (Москва, 1962), «Художник и театр» (Москва,1966). Государственная премия СССР (1950). Награждён орденом Ленина (1972), 2 орденами Трудового Красного Знамени, 2 орденами «Знак Почёта», медалями. Скончался 9.4.1974 в Москве.

 

Вместе с В.Ф.Рындиным похоронены:
Каршанова Августа Михайловна (1907–1990), актриса Московского камерного театра, жена В.Рындина;
Шубникова Анна Витальевна (1964–2008).