РЫНДИН Вадим Фёдорович (1902–1974)
Театральный художник. Народный художник СССР (1962; народный
художник РСФСР, 1959). Действительный член АХ СССР (1964;
член-корреспондент, 1954). Родился 2(15).1.1902 в Москве. Член КПСС
с 1951. Учился в Воронежских художественно-технических мастерских
(1918—22) у Н. Х. Максимова и С. М. Романовича и Вхутемасе (1922—24)
у В. Л. Храковского. Был членом художественных объединений
«Маковец», «Общество московских художников», «Четыре искусства»
(1920-е). Главный художник Московского камерного театра (1930—34),
Государственного академического театра им. Евг. Вахтангова (1935—37,
1941—45, 1947—53), Московского театра драмы (1945—47),
Государственного академического Большого театра (1953—70),
Кремлёвского Дворца съездов (1956—70). Преподавал в Московском
государственном художественном институте им. В. И. Сурикова, с 1966
профессор. Уже в первых живописных и графических произведениях
определилась романтическая направленность искусства Рындина,
характерная и для его театральных декораций. В своих лучших работах
Рындин создал романтически-обобщённые, героическо-трагедийные образы
большой идейно-философской глубины. Среди оформленных им спектаклей:
«Разбойники» Ф. Шиллера (1922) в Воронеже, «Багровый остров» по М.
А. Булгакову (1928), «Патетическая соната» Н. Г. Кулиша (1931),
«Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского (1933), «Египетские
ночи» по А. С. Пушкину (1934) в Московском Камерном театре, где
выступал союзником А. Я. Таирова в поисках сценических решений
спектаклей, «Заговор чувств» Ю. К. Олеши (1929) в Ленинградском
Большом драматическом театре, «Много шума из ничего» Шекспира
(1936), «Аристократы» Н. Ф. Погодина, «Фронт» А. Е. Корнейчука,
«Сирано де Бержерак» Э. Ростана (1942) в Театре им. Евг. Вахтангова,
«Земля» Н. Е. Вирты (1937), «Достигаев и другие» М. Горького (1938)
в МХАТ, «Пигмалион» Б. Шоу, (1938) в Театре Сатиры, «Абессалом и
Этери» З. П. Палиашвили (1939), «Травиата» Дж. Верди (1953), «Мать»
Т. Н. Хренникова (1957), «Война и мир» С. С. Прокофьева (1959),
«Судьба человека» И. И. Дзержинского (1961), «Фальстаф» (1962) и
«Дон Карлос» (1963) Дж. Верди, «Октябрь» В. И. Мурадели, «Сказание о
невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1966) и «Псковитянка»
(1969) Н. А. Римского-Корсакова, «Икар» С. М. Слонимского (1971) в
ГАБТ, «Двенадцатая ночь» Шекспира (1945), «Ярмарка тщеславия» по
Теккерею (1958), «Любовь Яровая» К. А. Тренёва (1960), «Госпожа
Бовари» по Г. Флоберу (1963) в Малом театре, «Молодая гвардия» по А.
А. Фадееву (1947) в Московском театре драмы, «Гамлет» Шекспира
(1954) в Театре им. Вл. Маяковского. Рындин также оформлял спектакли
для детей в Московском театре для детей (с 1936 Центральный детский
театр): «Я — мало, мы — сила» Э. Мэя и Н. Сац (1932), «Сказка о царе
Салтане» А. С. Пушкина (1934), «Золотой ключик» А. Н. Толстого
(1936). Автор книг «Как создаётся художественное оформление
спектакля» (Москва, 1962), «Художник и театр» (Москва,1966).
Государственная премия СССР (1950). Награждён орденом Ленина (1972),
2 орденами Трудового Красного Знамени, 2 орденами «Знак Почёта»,
медалями. Скончался 9.4.1974 в Москве.
Вместе с В.Ф.Рындиным похоронены:
Каршанова Августа Михайловна
(1907–1990), актриса Московского камерного театра, жена В.Рындина;
Шубникова Анна Витальевна
(1964–2008).