Памятник на могиле Назыма Х.Р. (1902–1963), ск. В.Лемпорт, Н.Силис, арх. Л.Соколов, на Новодевичьем кладбище (8–29–1).

НАЗЫМ ХИКМЕТ Ран (1902–1963)

 

Турецкий писатель, общественный деятель. Основоположник турецкой революционной поэзии. Родился 20.1.1902 в Салониках в аристократической семье. Печатался с 1917. В 1920 из оккупированного Стамбула перебрался в Анатолию, где шла национально-освободительная война. В 1921 приехал в Советскую страну, учился в Коммунистическом университете трудящихся Востока. С 1922 коммунист. В 1924 вернулся в Турцию. Сотрудничал в революционных газетах и журналах. В 1927 снова приехал в Советский Союз. Первый сборник стихов «Песня пьющих солнце» опубликовал в 1928 в Баку. Борьба с далёкой от жизни турецкой салонной поэзией сочеталась у поэта в эти годы с выражением крайне «левых» эстетических взглядов. В стихах этого периода немало формалистических нагромождений. В 1928 вернулся в Турцию. В сборниках стихов «835 строк» (1929), «Варан–3» (1930), «1 + 1 = 1» (1930) и «Город, потерявший голос» (1931) поэт писал о тяжёлой доле турецкого народа, призывал к борьбе и воспевал революцию. В поэме «Джиоконда и Си-Я-у» (1929), романе в стихах «Почему Бенерджи покончил с собой?» (1932) выступил против колониальной политики империалистов. В пьесах «Череп» (1932), «Дом покойника» (1932), «Забытый человек» (1935) остро поставлен вопрос о судьбе личности в капиталистическом обществе. За сборник стихов «Телеграмма, поступившая ночью» (1932), где поэт призывал турецких коммунистов быть стойкими в борьбе за демократию, он был осужден на пять лет тюремного заключения (через год освобожден по амнистии). В дальнейшем почти после каждой книги его приговаривали к тюремному заключению. В сборнике стихов «Портреты» (1935), поэме «Письма к Таранта Бабу» (1935) и публицистической работе «Немецкий фашизм и расовая теория» (1936) он разоблачал фашизм и его турецких сторонников. В 1936 вышла последняя опубликованная в Турции при его жизни книга — «Поэма о шейхе Бедреддине Шимавне» и, как приложение к этой книге, брошюра «Национальная гордость» — по сути дела, перевод работы В. И. Ленина «О национальной гордости великороссов». В 1938 был осужден на 28 лет заключения. В общей сложности провёл в турецких тюрьмах 17 лет. Там создана эпопея «Человеческая панорама» — поэтическая история 20 века, цикл стихов «Письма из тюрьмы», пьесы «Легенда о любви», «Иосиф Прекрасный». В 1950 под воздействием мирового общественного мнения турецкое правительство было вынуждено освободить поэта. В 1951 он приехал в СССР, ставший его второй родиной. Здесь написаны пьесы «Рассказ о Турции» (1952), «Чудак» (1955), «А был ли Иван Иванович?» (1956). Назым Хикмте Ран ввёл в турецкую поэзию так называемый свободный стих. Ораторская манера письма и патетичность, присущие его ранним стихам, позднее уступили место глубокой лиричности. Велико влияние Назыма Хикмета Рана на современную турецкую поэзию, где с его именем связано целое направление. Его стихи переведены на многие языки мира, пьесы ставятся в театрах Европы, Америки и Азии. По сценариям Назыма Хикмета Рана в СССР сняты фильмы «Двое из одного квартала» (1957), «Влюблённое облако» (1959), «Мир дому твоему» (1963); поставлен балет «Легенда о любви» (музыка А. Меликова). Член Бюро (с 1951) и Президиума (с 1959) Всемирного Совета Мира, лауреат Международной премии Мира (1950). Скончался 3.6.1963 в Москве.

БСЭ

Назыму Хикмету установлена мемориальная доска на 2-й Песчаной улице, дом 6.

 

Вместе с Назымом Хикметом похоронена Тулякова-Хикмет Вера Владимировна (1932–2001), журналист, драматург, сценарист, кандидат искусствоведения, доцент ВГИКа, жена Назыма Хикмета.