НАЗЫМ ХИКМЕТ Ран (1902–1963)
Турецкий писатель, общественный деятель. Основоположник турецкой
революционной поэзии. Родился 20.1.1902 в Салониках в
аристократической семье. Печатался с 1917. В 1920 из оккупированного
Стамбула перебрался в Анатолию, где шла национально-освободительная
война. В 1921 приехал в Советскую страну, учился в Коммунистическом
университете трудящихся Востока. С 1922 коммунист. В 1924 вернулся в
Турцию. Сотрудничал в революционных газетах и журналах. В 1927 снова
приехал в Советский Союз. Первый сборник стихов «Песня пьющих
солнце» опубликовал в 1928 в Баку. Борьба с далёкой от жизни
турецкой салонной поэзией сочеталась у поэта в эти годы с выражением
крайне «левых» эстетических взглядов. В стихах этого периода немало
формалистических нагромождений. В 1928 вернулся в Турцию. В
сборниках стихов «835 строк» (1929), «Варан–3» (1930), «1 + 1 = 1»
(1930) и «Город, потерявший голос» (1931) поэт писал о тяжёлой доле
турецкого народа, призывал к борьбе и воспевал революцию. В поэме
«Джиоконда и Си-Я-у» (1929), романе в стихах «Почему Бенерджи
покончил с собой?» (1932) выступил против колониальной политики
империалистов. В пьесах «Череп» (1932), «Дом покойника» (1932),
«Забытый человек» (1935) остро поставлен вопрос о судьбе личности в
капиталистическом обществе. За сборник стихов «Телеграмма,
поступившая ночью» (1932), где поэт призывал турецких коммунистов
быть стойкими в борьбе за демократию, он был осужден на пять лет
тюремного заключения (через год освобожден по амнистии). В
дальнейшем почти после каждой книги его приговаривали к тюремному
заключению. В сборнике стихов «Портреты» (1935), поэме «Письма к
Таранта Бабу» (1935) и публицистической работе «Немецкий фашизм и
расовая теория» (1936) он разоблачал фашизм и его турецких
сторонников. В 1936 вышла последняя опубликованная в Турции при его
жизни книга — «Поэма о шейхе Бедреддине Шимавне» и, как приложение к
этой книге, брошюра «Национальная гордость» — по сути дела, перевод
работы В. И. Ленина «О национальной гордости великороссов». В 1938
был осужден на 28 лет заключения. В общей сложности провёл в
турецких тюрьмах 17 лет. Там создана эпопея «Человеческая панорама»
— поэтическая история 20 века, цикл стихов «Письма из тюрьмы», пьесы
«Легенда о любви», «Иосиф Прекрасный». В 1950 под воздействием
мирового общественного мнения турецкое правительство было вынуждено
освободить поэта. В 1951 он приехал в СССР, ставший его второй
родиной. Здесь написаны пьесы «Рассказ о Турции» (1952), «Чудак»
(1955), «А был ли Иван Иванович?» (1956). Назым Хикмте Ран ввёл в
турецкую поэзию так называемый свободный стих. Ораторская манера
письма и патетичность, присущие его ранним стихам, позднее уступили
место глубокой лиричности. Велико влияние Назыма Хикмета Рана на
современную турецкую поэзию, где с его именем связано целое
направление. Его стихи переведены на многие языки мира, пьесы
ставятся в театрах Европы, Америки и Азии. По сценариям Назыма
Хикмета Рана в СССР сняты фильмы «Двое из одного квартала» (1957),
«Влюблённое облако» (1959), «Мир дому твоему» (1963); поставлен
балет «Легенда о любви» (музыка А. Меликова). Член Бюро (с 1951) и
Президиума (с 1959) Всемирного Совета Мира, лауреат Международной
премии Мира (1950). Скончался 3.6.1963 в Москве.
БСЭ
Назыму Хикмету установлена
мемориальная доска
на 2-й Песчаной улице, дом 6.
Вместе с Назымом Хикметом похоронена
Тулякова-Хикмет Вера Владимировна
(1932–2001), журналист, драматург, сценарист, кандидат
искусствоведения, доцент ВГИКа, жена Назыма Хикмета.