Памятник на могиле Попова А.Д. (1892–1961), ск. Е.Белашова, арх. В.Воскресенский, на Новодевичьем кладбище (8–12–14). Нажмите левую кнопку мыши, чтобы увидеть бюст крупно.

ПОПОВ Алексей Дмитриевич (1892–1961)

 

Режиссёр, теоретик театра и педагог. Народный артист СССР (5.6.1948). Доктор искусствоведения (1957). Родился 12(24).3.1892 в городе Николаевск, ныне Пугачев Саратовской области. Член КПСС с 1954. Учился в школе живописи в Казани. С 1912 актёр МХТ. В 1918—23 актёр, режиссёр и руководитель Театра студийных постановок (Кострома), где создал ряд спектаклей, следуя творческим принципам МХТ («Потоп» Бергера, «Сверчок на печи» Диккенса, «Вечер, посвященный Парижской Коммуне» и др). В 1923—30 режиссёр 3-й Студии МХТ (с 1926 — Театр им. Евг. Вахтангова), где активно утверждал советскую драматургию, поставив спектакли «Виринея» Сейфуллиной и Правдухина (1925), «Разлом» Лавренёва (1927). В 1930—35 художественный руководитель Театра Революции, где поставил пьесы Н. Ф. Погодина «Поэма о топоре» (1931), «Мой друг» (1932), «После бала» (1934). Деятельность Попова-режиссёра, отмеченная правдивым, многогранным раскрытием духовного мира человека, особенно полно проявилась в Центральном театре Красной (позже — Советской) Армии (ЦТСА), который он возглавлял в 1935—60. Здесь Попов создал большие народно-героические спектакли, посвященные созидательному труду и воинским подвигам советского человека. Типические черты современника Попов раскрывал через бережную, тонкую передачу психологии каждого отдельного образа и одновременно через насыщенные мыслью и чувством массовые сцены. Среди его работ в ЦТСА — «Год 19-й» Прута (1936), «Сталинградцы» Чепурина (1944), «Степь широкая» Винникова (1949), «Поднятая целина» по Шолохову (1957). Ставил спектакли, посвященные истории России: «Полководец Суворов» Бехтерева и Разумовского (1939), «Полководец» Тренёва (1945), «Флаг адмирала» Штейна (1950) — в ЦТСА; «Иван Грозный» («Трудные годы») А. Н. Толстого (1946) — во МХАТе. Значительным вкладом в сценическое раскрытие философского гуманистического смысла произведений Шекспира явились постановки трагедии «Ромео и Джульетта» (1935, Театр Революции) и комедии «Укрощение строптивой» (1937, ЦТСА). Интересным опытом создания одной из первых советских кинокомедий был фильм Попова «Два друга, модель и подруга» (1928). Теоретически разработал положение о художественной целостности спектакля как об органической гармонии всех его компонентов, в основе которых лежит жизненная правда. Попов был воспитателем многих актёров и режиссёров. С 1919 вёл педагогическую работу, преподавал в училище при ЦТСА и в ГИТИСе (с 1940 профессор, в 1961 художественный руководитель). Государственная премия СССР (1943, 1950, 1951). Награждён орденом Ленина и медалями. Скончался 18.8.1961 в Москве.

БСЭ

А.Д.Попову установлена мемориальная доска на Смоленской набережной, дом 5/13.

 

Вместе с А.Д.Поповым похоронена Попова Анна Александровна (1886–1972), жена А.Попова.

 

А.Д. и А.А. Поповы — родители актёра и режиссёра, народного артиста СССР А.А.Попова (1918–1983, похоронен на 29 уч. Введенского кладбища).