КАРМЕН Роман Лазаревич (1906–1978)
Режиссёр, сценарист, оператор документального кино. Народный артист
СССР (29.11.1966). Герой Социалистического Труда (1976). Родился
16(29).11.1906 в Одессе. Член КПСС с 1939. В 1932 окончил
операторское отделение Государственного института кинематографии в
Москве. С начала 1920-х годов фотокорреспондент газеты «Вечерняя
Москва», журналов «30 дней», «Огонёк» и др. С конца 1920-х годов в
документальном кино. В выпусках «Союзкиножурнала» 1932—35
оперативный кинорепортаж Кармена обрёл эмоционально-психологические
черты, трансформируясь в портретный очерк благодаря точности
наблюдений и монтажа (сюжеты «Дома», «Отчёт Анны Масоновой», «Очерк
о стахановце Иване Гудове», «Негр Робинсон — депутат Моссовета» и
др.). В 1936 уехал в Испанию (снимал кино, сражаясь в рядах
интербригад), затем в Китай. Материалы поездок легли в основу
киножурналов о событиях в Испании (20 выпусков, 1936—37) и «Китай в
борьбе» (3 выпуска, 1938), а также фильмов «Испания» (реж. Э. И.
Шуб), «В особом районе Китая» (реж. М. Я. Слуцкий), оба — 1939, «В
Китае» (1941, режиссёр, оператор и автор текста Кармен) и др.
Совместно со Слуцким руководил съёмкой и монтажом крупных,
организационно и технически сложных документальных лент «Седовцы»
(1939) и «День нового мира» (1940; Государственная премия СССР,
1942). В годы Великой Отечественной войны был фронтовым
кинооператором, собрал уникальный документальный материал для
киножурналов и фильмов: «Разгром немецких войск под Москвой» (1942,
режиссёры Л. В. Варламов и И. П. Копалин, в зарубежном прокате —
«Москва даёт отпор»), «Ленинград в борьбе» (1942, режиссёры Кармен,
Н. Г. Комаревцев, В. М. Соловцов, Е. Ю. Учитель), «От Вислы до
Одера» (1945, реж. В. Н. Беляев), «Берлин» (1945, реж. Ю. Я.
Райзман) и др. Создал монументальный фильм «Суд народов» (1947,
совместно с Е. И. Свиловой; Государственная премия СССР, 1947), в т.
ч. на основе собственных кинонаблюдений во время Нюрнбергского
процесса. После Великой Отечественной войны снял фильмы «Повесть о
нефтяниках Каспия» (1953), в котором выделяется искреннее внимание к
простому человеку и его труду и «Покорители моря» (1959),
удостоенных Ленинской премии (1960); создатель первого советского
панорамного фильма «Широка страна моя...» (1958), фильмов «Вьетнам»
(1955), «Утро Индии» (1956). Романтический и героический пафос
пронизывал творчество Кармена в послевоенные десятилетия, география
его съёмок включала основные горячие точки мира: «Пылающий остров»
(1961), «Гренада, Гренада, Гренада моя…» (1967, совм. с К. М.
Симоновым), «Пылающий континент» (1973), «Сердце Корвалана» (1975,
приз Международного кинофестиваля в Оберхаузене). В лучших фильмах
Кармена отечественная и мировая история осмыслена на основе личного
опыта соучастника многих значимых событий. Вернулся к теме Великой
Отечественной войны в фильме «Великая Отечественная» (2 серии,
1965), также руководил первым советско-американским документальным
проектом «Великая Отечественная» (1979, 20 фильмов; Кармен —
режиссёр фильмов «22 июня 1941» и «Неизвестный солдат»). Автор
публицистических и историко-теоретических статей о документальном
кино. С 1960 преподавал во ВГИКе (вёл мастерскую
режиссёров-документалистов), профессор (с 1970). Ленинская премия
(1960), Государственная премия СССР (1942, 1947, 1952, 1975).
Награждён 2 орденами Ленина, орденом Красного Знамени, 2 орденами
Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями.
Скончался 28.4.1978 в Москве.
БРЭ
Р.Л.Кармену установлена
мемориальная доска
на Котельнической набережной, дом 1/15.
Вместе с Р.Л.Карменом похоронен
Кармен Роман Романович
(1933–2013), кинооператор-документалист.