Памятник на могиле Гончарова А.А. (1918–2001), худ. А.Ованесян, арх. Е.Копелиович, на Новодевичьем кладбище (10–5–20).

ГОНЧАРОВ Андрей Александрович (1918–2001)

 

Режиссёр. Народный артист СССР (31.8.1977). Герой Социалистического Труда (1987). Родился 2.1.1918 в селе Синицы, ныне Московской области. Член КПСС с 1943. В 1941 окончил ГИТИС (класс Н. М. Горчакова). В начале Великой Отечественной войны 1941—45 в действующей армии, участник битвы за Москву, ранен. В 1942—44 в 1-м фронтовом театре ВТО («Жди меня» К. М. Симонова, 1942; «Укрощение укротителя» Дж. Флетчера, 1944). В 1944—51 в Московском театре Сатиры («Женитьба Белугина» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьёва, 1945, и др.). Соединение глубокого психологизма с оригинальной режиссёрской композицией отличало спектакли, поставленные Гончаровым в Московском театре им. М. Н. Ермоловой: «Европейская хроника» А. Н. Арбузова (1953), «Бег» М. А. Булгакова (1967) и др. Острой конфликтностью были отмечены «Опасный спутник» А. Д. Салынского (1954) и «Когда горит сердце» В. П. Кина (1957) — в Малом театре. В 1958—66 главный режиссёр Московского драматического театра, вывел труппу в число наиболее заметных в Москве. Художественными событиями стали спектакли: «Вид с моста» А. Миллера (1959), «Закон зимовки» Б. Л. Горбатова (1960), «Девятый вал» (1962) и «Аргонавты» (1963) Ю. Ф. Эдлиса, «Визит дамы» Ф. Дюрренматта (1966). С 1967 главный режиссёр Московского театра им. Вл. Маяковского (с 1987 художественный руководитель). Не вторгаясь в канонический текст произведения, режиссёр умел с помощью яркой метафоры, многокрасочной театральности придать ему новое звучание. Тонко и колоритно передавал национальные, социальные, сословные и прочие черты, неизменно говоря при этом об общечеловеческих ценностях. Сквозные темы творчества Гончарова — любовь и проблема нравственного выбора. Среди лучших постановок: «Дети Ванюшина» С. А. Найдёнова (1969 и 2000), «Два товарища» по В. Н. Войновичу (1969), «Трамвай “Желание”» Т. Уильямса (1970), «Человек из Ламанчи» Д. Вассермана и Дж. Дэриона на музыку М. Ли (1972), «Характеры» В. М. Шукшина (1973), «Банкрот, или Свои люди — сочтёмся» А. Н. Островского (1974), «Беседы с Сократом» (1975) и «Театр времён Нерона и Сенеки» (1986) Э. С. Радзинского, «Да здравствует королева, виват!» Р. Болта (1977), «Леди Макбет Мценского уезда» по Н. С. Лескову (1979), «Жизнь Клима Самгина» по М. Горькому (1981), «Завтра была война» по Б. Л. Васильеву (1986), «Закат» по И. Э. Бабелю (1988), «Виктория?..» Т. Реттигана и «Горбун» С. Мрожека (обе 1991), «Жертва века» по пьесе Островского «Последняя жертва» (1994), «Театральный романс» по пьесе А. Н. Толстого «Кукушкины слёзы» (1995), «Как вам это понравится» У. Шекспира (1997). С 1945 преподавал в ГИТИСе (с 1991 РАТИ), с 1981 заведующий кафедрой режиссуры, с 1966 профессор. С 1986 секретарь Правления Союза театральных деятелей РСФСР. В педагогической практике утвердил принципы совместного обучения режиссёров и актёров. Среди учеников: П. Н. Фоменко, Э. Некрошюс, И. М. Костолевский. Государственная премия СССР (1977, 1984). Государственная премия РСФСР им. К. С. Станиславского (1972). Государственнная премия РФ (1999). Награждён орденами Ленина (1987), Отечественной войны 1-й степени (1985), Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени, медалями. Скончался 7.9.2001 в Москве.

БРЭ

А.А.Гончарову установлена мемориальная доска на Большой Бронной улице, дом 2/6.

 

Вместе с А.А.Гончаровым похоронена Жуковская-Гончарова Вера Николаевна (1920–1992), актриса Театра на Малой Бронной, жена А.Гончарова, похоронена на Ваганьковском кладбище.