ИЛЬИНСКИЙ Игорь Владимирович (1901–1987)
Актёр,
режиссёр. Народный артист СССР (26.10.1949). Герой Социалистического
Труда (4.11.1974). Родился 11(24).7.1901 в Москве. Член КПСС с 1960.
С 1917 в студии Художественно-просветительного союза рабочих
организаций (ХПСРО) под руководством Ф. Ф. Комиссаржевского. В 1918
в московском Театре им. В. Ф. Комиссаржевской: Старик («Лисистрата»
Аристофана), Гейльман («Лулу» Ф. Ведекинда) и др. Затем выступал в
кабаре «Летучая мышь», МХАТе, 1-м государственном театре для детей и
др. театрах Москвы. С 1920 работал под руководством В. Э.
Мейерхольда в Театре РСФСР 1-м, Театре Актёра, Театре ГИТИС; в
1923—35 (с перерывами) в Государственном театре им. Мейерхольда,
где, используя приёмы народного балагана, создал обобщённый тип
обывателя — Присыпкин («Клоп» В. В. Маяковского). Пробуя свои силы в
различных жанрах, наибольших успехов добивался в комедийных и
сатирических ролях: Соглашатель — «Мистерия-буфф» Маяковского, Брюно
— «Великодушный рогоносец» Ф. Кроммелинка, Расплюев — «Смерть
Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина, Счастливцев — «Лес» А. Н.
Островского, Фамусов — «Горе уму» по комедии А. С. Грибоедова «Горе
от ума». Роли в других театрах: Тихон («Гроза» Островского,
Московский драматический театр), Грумио («Укрощение строптивой»
Шекспира, 1-я студия МХТ), Пралинский («Скверный анекдот» по Ф. М.
Достоевскому, московский Театр им. В. Ф. Комиссаржевской). С 1938 (с
перерывом в 1968—70) в Малом театре. В искусстве Ильинского
психологическая глубина, высокая культура сценической речи и
мастерство перевоплощения соединялись с гротесковыми, иногда
эксцентричными приёмами, мягкий лиризм и задушевность — с подлинным
драматизмом: Хлестаков («Ревизор» Н. В. Гоголя), Чеснок («В степях
Украины» А. Е. Корнейчука; Государственная премия СССР, 1942),
Загорецкий («Горе от ума» Грибоедова), Шибаев («Незабываемый 1919-й»
В. В. Вишневского; Государственная премия СССР, 1951), Аким («Власть
тьмы» Л. Н. Толстого), Фома Опискин («Село Степанчиково и его
обитатели» по Достоевскому), Лев Николаевич Толстой («Возвращение на
круги своя» И. Друцэ). Сыграл много ролей в пьесах Островского:
Шмага («Без вины виноватые»), Мурзавецкий («Волки и овцы»),
Крутицкий («На всякого мудреца довольно простоты»), Юсов («Доходное
место») и др. Среди режиссёрских работ: «Ярмарка тщеславия» по
Теккерею (1958, инсценировка Ильинского), «Любовь Яровая» Тренёва
(1960, совместно с В. Н. Цыганковым), «Госпожа Бовари» по Флоберу
(1963), «Ревизор» Гоголя (1966, Ильинский в роли Городничего),
«Вишнёвый сад» А. П. Чехова (1982, Ильинский в роли Фирса),
«Человек, который смеётся» по В. Гюго (1986, с В. Я. Мартенсом).
Выступал на эстраде и на радио с чтением прозы, стихов, басен. В
кино с 1924 (сыщик Кравцов — «Аэлита»). Блестяще владея искусством
пантомимы и мимики, наделённый острой наблюдательностью и
непосредственностью, Ильинский вошёл в число крупнейших комиков
мирового экрана: «Папиросница от “Моссельпрома”», «Закройщик из
Торжка», «Процесс о трёх миллионах», «Праздник святого Йоргена»,
«Мисс Менд», «Поцелуй Мэри Микфорд», «Волга-Волга» (Государственная
премия СССР, 1941), «Безумный день», «Карнавальная ночь», «Гусарская
баллада», «Старый знакомый» и др. Виртуозное мастерство
перевоплощения продемонстрировал, сыграв все роли в т/ф «Эти разные,
разные, разные лица» по рассказам Чехова. Ленинская премия (1980).
Творчеству Ильинского посвящён фильм «Встречи с Игорем Ильинским»
(1966). Награждён 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции,
другими орденами и медалями. Скончался 13.1.1987 в Москве.
БРЭ
И.В.Ильинскому установлена
мемориальная доска
во 2-м Колобовском переулке, дом 2.
ЕРЕМЕЕВА Татьяна Александровна (1913–2012)
Актриса.
Народная артистка РСФСР (19.1.1972). Родилась в 1913 в Архангельске
(настоящая фамилия — Битрих). Жена И. Ильинского. В 1930 окончила
студию Театра рабочей молодёжи в Архангельске. Сценическую
деятельность начала в 1929 в Театре юного зрителя при Театре рабочей
молодёжи в Архангельске. Как профессиональная артистка работала с
1931, сначала в Театре им. Луначарского в Севастополе, затем во 2-м
Государственном театре Белоруссии, в городских театрах Рязани,
Великого Устюга, Уфы. Там она приобрела значительный
профессиональный опыт и мастерство. Известность пришла к молодой
артистке, когда она играла в Тамбовском театре им. Луначарского.
Здесь её талант ярко раскрылся в ролях Джульетты («Ромео и
Джульетта» Шекспира), Луизы («Коварство и любовь» Ф. Шиллера),
Турандот («Принцесса Турандот» К. Гоцци) и многих других. В 1944
была приглашена в Малый театр, где вскоре, благодаря своему
дарованию, стала одной из ведущих артисток труппы. Играла в
спектаклях по пьесам А. Н. Островского: Снегурочка («Снегурочка»),
Глафира («Волки и овцы»), Гурмыжская («Лес»), Мамаева («На всякого
мудреца довольно простоты»), Анфуса Тихоновна («Волки и овцы»).
Среди других ролей: Виола Себастьян («Двенадцатая ночь» Шекспира),
Элиза Дулитл («Пигмалион» Б. Шоу), Бекки Шарп («Ярмарка тщеславия»
Теккерея), Анна («Стакан воды» Э. Скриба), Панова («Любовь Яровая»
К. Тренёва), госпожа Бовари («Госпожа Бовари» Г. Флобера), Раневская
(«Вишнёвый сад» Чехова), Войницкая («Дядя Ваня» Чехова) и другие.
Еремеева автор книг воспоминаний: «В мире театра» и «Игорю
Ильинскому — артисту и человеку». Награждена российскими орденами
«За заслуги перед Отечеством» 4-й степени и Почёта, медалями.
Скончалась 23.4.1965 в Москве.