Памятник на могиле Леонова Л.М. (1899–1994), на Новодевичьем кладбище (10–8–14).

ЛЕОНОВ Леонид Максимович (1899–1994)

 

Писатель. Академик АН СССР (1972). Герой Социалистического Труда (1967). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1949). Родился 19(31).5.1899. Сын поэта-самоучки Максима Леоновича Леонова, известного под псевдонимом Максим Горемыка (1872—1929). По окончании 3-й московской гимназии (1918) уехал в Архангельск, куда был сослан его отец. В 1918 мобилизован в Белую армию, в 1920 перешёл в РККА; участвовал в боях на Южном фронте, работал в военной печати. С 1921 жил в Москве. С осени 1929 председатель Всероссийского союза советских писателей. Дебютировал как поэт (1915); печатал очерки об общественной жизни, театральные рецензии. Первые прозаические произведения, отразившие влияние Н. В. Гоголя, Н. С. Лескова, А. М. Ремизова, А. Белого, Е. И. Замятина, Б. А. Пильняка, выдержаны в сказовой манере, в традициях орнаментальной прозы: сказка «Бурыга» (1922), рассказ «Туатамур» (1924) и др. Литературную известность Леонову принёс роман «Барсуки» (1924), в котором крестьянский мятеж против советской власти в начале 1920-х гг. рассматривается в контексте исторического противостояния города и деревни. Успех имел написанный в форме «романа в романе» и проникнутый антимещанским пафосом роман «Вор» (1927, в новой редакции — 1959, дорабатывался до 1990) о московском преступном мире периода НЭПа; в нём заметно воздействие психологической прозы Ф. М. Достоевского. Новый период творчества Леонова ознаменовал роман «Соть» (1930), в котором показаны масштабные картины строительства социализма, освоения природы, ломки «старого» сознания. Проблема отношения интеллигенции к социалистическим преобразованиям 1920—30-х гг. поднята в романе «Скутаревский» (1932). С конца 1920-х гг. выступал и как драматург, преимущественно в жанре социально-психологической драмы: «Унтиловск» (постановка 1928, реж. К. С. Станиславский), «Усмирение Бададошкина» (1929), «Половчанские сады», «Волк» (обе — 1938), «Метель» (1940; 2-я редакция — 1963), «Обыкновенный человек» (1942). Теме героической борьбы советского народа с фашизмом посвящены пьесы «Нашествие» (1942, Государственная премия СССР, 1943; 2-я редакция — 1964), «Лёнушка» (1943). Нравственная проблематика — в центре философской драмы «Золотая карета» (1946; 2-я редакция — 1955; 3-я редакция — 1964). Раздумьями о русском национальном характере и его глубокой связи с родной природой пронизан роман «Русский лес» (1953, Ленинская премия, 1957), развивающий тему противостояния творческого труда и карьеризма. В мистико-философском «романе-наваждении» «Пирамида» (1994) предпринята попытка осмыслить драматичные события российской истории, причину которых Леонов усматривает в отходе русского человека от Бога. Среди других произведений: повесть «Evgenia Ivanovna» (1938, опубликована в 1963) о трагических судьбах русской эмиграции; киноповесть «Бегство мистера Мак-Кинли» (1961, экранизация 1975, режиссёр М. А. Швейцер; Государственная премия СССР, 1977) в форме сатирического памфлета; публицистика и литературная критика (сборники «Статьи военных лет», 1946; «В наши годы», 1949; «Литература и время», 1964; «Литературные выступления», 1966). Депутат Верховного Совета СССР 2—7-го созывов. Награждён 6 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Отечественной войны 1-й степени, другими орденами и медалями. Скончался 7.8.1994 в Москве.

БРЭ

Л.М.Леонову установлена мемориальная доска на Большой Никитской улице, дом 37.

 

Вместе с Л.М.Леоновым похоронена Леонова Татьяна Михайловна (1903–1979), жена Л.Леонова.