СВИРИДОВ Георгий (Юрий) Васильевич (1915–1998)
Композитор и музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР
(23.9.1970). Герой Социалистического Труда (18.12.1975). Родился
3(16).12.1915 в г. Фатеж, ныне Курской области. Отец — начальник
почты г. Фатеж — был коммунистом и погиб от рук деникинцев в 1919. В
детстве слух Свиридова формировался под воздействием бытовой
музыкальной культуры русской провинции. Игре на фортепиано Свиридов
обучался с семи лет. Музыкальное образование получил в музыкальной
школе в Курске (1929—32) у известного курского педагога В. В.
Волковой-Уфимцевой и М. А. Крутянского, затем в Музыкальном
техникуме в Ленинграде (1932—36) у М. А. Юдина. В 1941 окончил
Ленинградскую консерваторию по классу композиции (учился у П. Б.
Рязанова и Д. Д. Шостаковича). В 1962—74 секретарь правления Союза
композиторов СССР, одновременно в 1968—73 1-й секретарь правления
Союза композиторов РСФСР. Дарование композитора, своеобразие его
творческой индивидуальности наиболее ярко раскрылись в области
вокальной музыки. Камерно-вокальные и вокально-симфонические
произведения на слова А. С. Исаакяна («Страна отцов», поэма для
тенора и баса с фортепиано, 1950), Р. Бёрнса (цикл песен, 1955), С.
А. Есенина («Поэма памяти С. Есенина» для тенора, хора и
симфонического оркестра, 1955—56; цикл песен «У меня отец
крестьянин» для тенора, баритона с фортепиано, 1956, и др.), В. В.
Маяковского («Патетическая оратория» для баса, хора и оркестра,
1959; Ленинская премия, 1960), а также хоры на слова русских поэтов
(1958, 1967) очерчивают важнейшую тему творчества композитора — тему
Родины. На основе глубокого прочтения поэзии разных эпох и народов,
прежде всего русской, Свиридов существенно обновил многие вокальные
жанры. Стиль Свиридова, прочно связанный с традициями русской
классической и советской музыки, чрезвычайно самобытен. Многое в нём
определялось широкой опорой на крестьянский фольклор в сочетании с
приёмами музыкального языка 20 века. Музыка Свиридова отличается
отточенной простотой, национальной характерностью песенных мелодий и
ладо-гармонического языка, блеском и красочностью оркестрового
колорита, строгим отбором и экономией выразительных средств.
Тенденция к лаконизму, сжатию масштабов сочинений проявилась в
«Курских песнях» (1964; Государственная премия СССР, 1968), в т. н.
маленьких кантатах «Деревянная Русь» (слова С. А. Есенина, 1964),
«Снег идёт» (слова Б. Л. Пастернака, 1965), «Весенняя кантата»
(слова Н. А. Некрасова, 1972), в хоровом «Концерте памяти А. А.
Юрлова» (1973), «Пушкинский венок» (1978; Государственная премия
СССР, 1980) и др. В конце 1970-х — начале 1980-х появляются хоровой
цикл «Песни безвременья» на слова Блока и хоровая поэма «Ладога» на
слова А. Прокофьева, чуть ранее – хоровые «Гимны Родине» на слова Ф.
К. Сологуба. Итогом творческого и духовного пути композитора стала
длившаяся последние два десятилетия его жизни работа в области
литургической музыки. Незавершённым осталось сочинение «Из
литургической поэзии» для солистов, хора и оркестра, которое должно
было состоять из 43 номеров. Среди других сочинений — музыкальные
комедии, в том числе «Огоньки» (1951), трио для скрипки, виолончели
и фортепиано (1945; Государственная премия СССР, 1946; 2-я редакция
1955). Свиридов создал музыку более чем к 30 фильмам и спектаклям
драматических театров. Из музыки к спектаклям и кинофильмам
впоследствии рождались самостоятельные сочинения, такие, как
вокальный цикл «Из Шекспира», знаменитые «Музыкальные иллюстрации к
повести Пушкина “Метель”», сюита из кинофильма «Время, вперёд!».
Депутат Верховного Совета РСФСР 7—9-го созывов. Почётный гражданин
Москвы (1997). Государственная премия РФ (1994). Награждён 4
орденами Ленина, российским орденом «За заслуги перед Отечеством»
2-й степени, медалями. С 1968 жил на Большой Грузинской улице, 36.
Скончалась 6.1.1998 в Москве.
Г.В.Свиридову установлена
мемориальная доска на Большой
Грузинской улице, дом 36.
Вместе с Г.В.Свиридовым похоронена
Свиридова Эльза Густавовна,
урожд. Клазер (1925–1998), жена Г.Свиридова.