ПИСЕМСКИЙ Алексей Феофилактович (1820–1881)
Писатель. Родился 10(22).3.1820 (по другим сведениям 11(23).3.1821)
в селе Раменье Чухломского уезда Костромской губернии. Из
старинного, но оскудевшего дворянского рода. В 1840—44 учился на
математическом отделении философского факультета Московского
университета. С 1845 (с перерывами) на государственной службе в
Костроме, Москве, Санкт-Петербурге; в 1872 вышел в отставку в чине
надворного советника. В 1857—63 редактировал журнал «Библиотека для
чтения» (до 1860 совместно с А. В. Дружининым). Дебютировал в печати
в 1848 (рассказ «Нина», с сокращениями). Роман «Боярщина»
(первоначальное название «Виновата ли она?») о положении женщины в
обществе, написанный в духе натуральной школы в 1846 и отданный в
журнал «Отечественные записки», был запрещён цензурой и вышел только
в 1858. Испытал влияние творчества Н. В. Гоголя, восприняв однако
лишь его обличительный пафос. В центре внимания Писемского — быт и
нравы русской провинции в её неприглядной повседневности. Успех
принесла повесть «Тюфяк» (1850), раскрывающая глубокую драму жизни
ничем не примечательных людей, в которой проявились характерные для
всего дальнейшего творчества Писемского беспощадная трезвость тона и
ориентация исключительно на здравый смысл. Презрением к подлости
нравов образованного сословия отмечены повести из жизни
провинциального чиновничества и дворянства: «Сергей Петрович Хозаров
и Мари Ступицына. Брак по страсти» (1851), «M-r Батманов» (1852),
«Фанфарон» (1854) и др.; комедии «Ипохондрик» (1852), «Раздел»
(1853, пост. в 1874). Галерея колоритных народных характеров,
увиденных беспристрастным взглядом, чуждым идеализации,
сентиментальности и дидактизма (типичных для произведений о
крестьянстве современников Писемского), создана в рассказах
«Питерщик» (1852), «Леший» (1853), «Плотничья артель» (1855) (вошли
в сборник «Очерки из крестьянского быта», 1856), а также в повестях
«Старая барыня» (1857), «Старческий грех», рассказе «Батька» (оба
произведения 1861). Главное произведение Писемского — роман «Тысяча
душ» (1858) о практицизме, подавляющем в человеке его лучшие
душевные качества. Неверием в эффективность крестьянской реформы и
преобразовательного устремления демократически настроенной
интеллигенции проникнут антинигилистический роман «Взбаламученное
море» (1863) — первый образец жанра. Из драматургических
произведений Писемского наибольшую известность снискала драма из
народной жизни «Горькая судьбина» (1859, пост. в 1863).
Популярностью пользовались также антикапиталистические пьесы «Ваал»,
«Подкопы» («Хищники», обе 1873), «Просвещённое время» (1875),
«Финансовый гений» (1876). Для близких эстетике натурализма,
пронизанных скепсисом и иронией произведений Писемского характерны
занимательность и динамичность повествования, живость диалогов и
верность в передаче простонародной речи. Среди других произведений:
исторические драмы «Самоуправцы» (1865, опубл. в 1867), «Поручик
Гладков» (1867), «Милославские и Нарышкины» (опубл. в 1886); романы
«Богатый жених» (1851—52), «Люди сороковых годов» (1869), «В
водовороте» (1871), «Мещане» (1877), «Масоны» (1880); цикл рассказов
«Русские лгуны» (1865); путевые очерки; фельетоны; литературная
критика. Скончался 21.1(2.2).1881 в Москве.
БРЭ
Вместе с А.Ф.Писемским похоронена
Писемская Екатерина Павловна,
урожд. Свиньина (1830–1891), жена А.Писемского.