ПАРНАХ Валентин Яковлевич (1891–1951)
Поэт, переводчик, танцовщик. Родился 15(27).7.1891 в Таганроге в
семье провизора и владельца аптек (настоящая фамилия Парнох). Брат
поэтессы С. Я. Парнок и поэтессы Е. Я. Тараховской. Получил хорошее
домашнее образование. Окончил Таганрогскую гимназию (1909). В 1910х
жил в европейских странах, путешествовал по Ближнему Востоку.
Посещал занятия популярных парижских студий и художественных
кружков, привлекавших любителей рисования фигурами
профессионаловпедагогов, неординарным уровнем анализа практики
европейского искусства. Был поклонником выставок и вернисажей
Монмартра, завсегдатаем литературно-артистических салонов и
танцевальных классов. Его знание творчества французских мастеров,
истории развития стилей изобразительного искусства, собственные
оригинальные литературные опыты (стихи он писал с начала 1910х, его
стихотворение «Араб» отметил А. А. Блок) сделали имя молодого
бульвардье известным среди авангардистов. Первые сборники стихов
Парнаха «Самум» (1919), «Набережная» (1919), «Словодвиг» (1920),
вышедшие в Париже, иллюстрировали близкие к нему художники, недавние
москвичи Н. С. Гончарова (1881–1962) и М. Ф. Ларионов (1881–1964); с
ними Парнах участвовал в подготовке альбома «Искусство современной
театральной декорации» («L’Art decoratif theatral moderne». Paris,
1919). В планы Парнаха входил выпуск поэтических сборников «Собрание
танцев», «Современность и дервиш». Его друзьями были литераторы Г.
Аполлинер и Ж. Кокто, поклонниками — русскоязычные ценители его
переводов П. Верлена и Дж. Джойса. Художник П. Пикассо запечатлел
облик Парнаха в выразительном штриховом, вполне реалистическом
портрете, предварившем сборник стихов Парнаха «Карабкается акробат»
(Париж, 1922). Приезд Парнаха в Москву в 1922 был вызван в первую
очередь его желанием проявить себя в качестве поэта и танцовщика,
реализовать планы создания пластических жанров. Предполагая
организовать в Москве джаз-оркестр для музыкального сопровождения
своих выступлений, Парнах приобрел за границей «мелкие» ударные
инструменты: барабанчики, бубны, трещотки. Важной частью
сенсационной экипировки Парнаха были сурдины для трубы и тромбона. 1
октября 1922 в Доме печати (Никитский бульвар, 8а, ныне Центральный
дом журналистов) состоялся концерт «Эксцентрического джаз-банда» под
управлением его создателя и вдохновителя, собравший сливки
постреволюционной творческой интеллигенции. Программа выступления
включала лекцию Парнаха и серию джазовых пьес. Сольным номером
Парнаха был танец «Жирафовидный истукан». Горячо принятый публикой,
танцовщик-мим драматично предостерегал средствами хореографии и
акробатики о приближении полного порабощения человека механизмами, о
губительной деформации человеческой психики как следствии
наступающей повальной автоматизации жизни. Концертом, столь
своеобразно открывшим эпоху отечественного джаза, восхищался
присутствовавший на нём В. Э. Мейерхольд, тут же пригласивший
Парнаха с его ансамблем на работу в свой театр. Выступая ряд лет на
мейерхольдовских подмостках, музыкальная бригада Парнаха укоренилась
как специфическая структура столичной творческой жизни, обрела свой
оригинальный имидж. Шумным успехом пользовались её экстравагантные
выходы в спектакле «Д. Е.» по пьесе И. Эренбурга «Даёшь Европу!»,
мастерская игра в «Учителе Бубусе» А. М. Файко и др. По
свидетельствам современников, ансамбль Парнаха стремился утверждать
джаз как новое революционное искусство, органически сопрягающееся с
нуждами театра. Своё понимание задач новых танцев, сочетающихся с
джазовой музыкой, метафорического описания динамики отдельных
сольных выступлений перед публикой (такие описания Парнах называл
«иероглифами танцев») он постарался поэтически выразить в сборнике
«Вступление к танцам: Избранные стихи» (1925), также открывавшемся
портретом автора, созданным Пикассо (стихи «Изобретение», «Лежачий
танец», «Jazz-Band II», «A Lota Linares Castro», «Вступление к моим
танцам» и др.). Вместе с тем, Парнах был генератором свежих мыслей
для московской эстрады в целом. Подсказанные им идеи «танцев машин»,
«шумового оркестра» осуществлял в своей режиссёрско-постановочной
работе такой авторитетный деятель эстрадного искусства, как Н. М.
Фореггер (1892–1939). В 1927 джаз Парнаха распался. По причинам
техники его звучание не было сохранено грампластинками — джазовые
записи тогда ещё не научились делать качественными. Пианистом в
оркестре Парнаха был известный впоследствии писатель и киносценарист
Евг. И. Габрилович, ударником — ставший потом артистом Театра
Революции А. И. Костомолоцкий (1897–1971). Сам Парнах в 1930х
сосредоточился на художественных переводах («Испанские и
португальские поэты, жертвы инквизиции». Л.; М., 1934; «А. д’Обинье.
Трагические поэмы и сонеты. Мемуары». М., 1949 и др.). В 1932 в
Париже вышла подготовленная при его участии книга «История танца»
(«Histoire de la danse»). Жил в Богословском переулке, 16;
Телеграфном переулке, 11/16. Скончался 29.1.1951 в Москве.
Московская
энциклопедия. Лица Москвы
ТАРАХОВСКАЯ Елизавета Яковлевна (1891–1968)
Детская писательница, поэтесса, переводчица, драматург. Родилась
15(27).7.1891 в Таганроге. Закончила женскую Мариинскую гимназию в
Таганроге. Училась на Бестужевских курсах в Петрограде. Во многих
театрах России, шла написанная ей пьеса «По щучьему велению» (1936).
В этой пьесе Тараховская соединила четыре русские сказки («По
щучьему велению», «Царевна Несмеяна», «Плясовая гармонь»,
«Емеля-дурачок»). На сцене Театра кукол им. Сергея Образцова
спектакль идёт и в наши дни. По пьесе Тараховской кинорежиссёр А.
Роу снял в 1938 фильм «По щучьему велению». Тараховская выступила
также сценаристом этого фильма (в соавторстве с О. Леонидовым).
Поэма Тараховской «Метрополитен» (1932, позже издавалась под
названием «Метро») выдержала шесть изданий. Другие произведения: «О
том, как приехал шоколад в Моссельпром» (1925), «Сказка про живую
воду» (1953), «Посмотрим выставку» (1957), «Луна и лентяй» (1960),
книга о лётчице-космонавте В. В. Николаевой-Терешковой «Чайка»
(1965). Сборники стихов для взрослых «Скрипичный ключ» (1958) и
«Птица» (1965). Переводила на русский язык стихи для детей поэтов Ю.
Тувима (Польша), К. Мухаммади (Узбекистан), М. Дилбази
(Азербайджан), М. Бараташвили (Грузия), Э. Межелайтиса (Литва), А.
Босева (Болгария) и многих других. Тараховская. Скончалась
13.11.1968 в Москве.