Памятник на могиле Эрна В.Ф. (1882-1917), арх. К.Фомин, на Новодевичьем кладбище (3-53-1).

ЭРН Владимир Францевич (1882–1917)

 

Философ, историк философии. Профессор Московского университета. Родился 5(17).8.1882 в Тифлисе, ныне Тбилиси (Грузия). Окончил 2-ю Тифлисскую гимназию (1900), где учился вместе с П. А. Флоренским. Окончил историческое отделение филологического факультета Московского университета (1904). Находился под сильным влиянием философии В. С. Соловьёва, а также университетских профессоров С. Н. Трубецкого и Л. М. Лопатина. Во время учёбы в университете вместе с П. А. Флоренским и В. П. Свенцицким посещал организованный С. Н. Трубецким кружок по истории религии. В конце 1904 Эрн посетил Германию и Швейцарию, где познакомился с Вячеславом Ивановым. Под впечатлением от событий 9 января 1905 в феврале того же года Эрн с В. П. Свенцицким основали «Христианское братство борьбы» — религиозно-политическую организацию, целями которой были борьба с самодержавием, борьба с пассивным состоянием православной церкви и замена частной собственности общественно-трудовой (прекратило деятельность в 1908). В августе 1905 Эрн — один из учредителей Московского религиозно-философского общества памяти В. С. Соловьёва (МРФО) и один из инициаторов создания Вольного богословского университета при нём (март 1907). Член редакции книгоиздательства «Путь» (с 1910). Активно сотрудничал с журналами «Век», «Церковное обновление», «Живая жизнь», «Религия и жизнь», «Северное сияние» и др. В журнале «Вопросы жизни» появилась программная статья Эрна «Христианское отношение к собственности» (1905, № 8—9), в которой автор выступил за отмену частной собственности и социально-экономическую борьбу с капиталистическим укладом экономики, считая главными средствами борьбы забастовки, стачки и устройство союзов. В 1906 Эрн в Германии слушал лекции А. фон Гарнака, затем выступил в МРФО с докладом о взглядах Гарнака на сущность христианства. В 1907 читал в МРФО и Вольном богословском университете цикл лекций «Социализм и христианство». С 1910 на смену проблемам отношения религии и социализма, отношения к церкви, в творчестве Эрна приходят размышления о характере русской философии, о национализме, о противостоянии России и Запада. Этим сюжетам посвящена полемика Эрна с С. Л. Франком в журнале «Русская мысль» (1910, № 9, 12). В это же время он полемизирует с редакцией журнала «Логос» (Э. К. Метнер, Ф. А. Степун, С. И. Гессен, Б. Яковенко), члены которой полагали, что философские изыскания в конечном итоге должны привести к наднациональному слиянию их результатов. Эрн, напротив, стремился к становлению самостоятельной русской философии. В сборнике статей «Борьба за Логос» (1911) Эрн доказывал оригинальность отечественной философской традиции и противопоставлял понятия ratio и logos (присущий Западу «рационализм» и «логизм» — учение о божественном Логосе как источнике бытия и мышления). В 1912 вышла работа Эрна «Г. С. Сковорода. Жизнь и учение» — одно из наиболее значительных сочинений, посвящённых этому мыслителю. Эрн пишет магистерскую («Розмини и его теория знания», 1914) и докторскую («Философия Джоберти», 1916) диссертации. В годы Первой мировой войны Эрн занял резко патриотическую позицию и посвятил ряд статей критике духовных основ германской культуры (сборник «Меч и крест», 1915). Наиболее яркой явилась статья «От Канта к Круппу», прочитанная как доклад на заседании МРФО 6 октября 1914. Одной из ключевых в ней была идея о том, что европейский (в частности, германский) рационализм порождает в обыденном сознании утилитарное отношение к высшим ценностям духа, что приводит к катастрофическим последствиям. Полемизирует с Н. А. Бердяевым, занявшим менее радикальную позицию. Поиск первооснов онтологизма как типа мышления привёл Эрна к изучению древнегреческой философии и написанию работы «Верховное постижение Платона». Скончался 29.4(12.5).1917 в Москве.

 

Вместе с В.Ф.Эрном похоронены:
Эрн-Калашникова Евгения Давыдовна, урожд. Векилова (1887–1974), жена В.Эрна;
Эрн Ирина Владимировна (1909–1989), архитектор, искусствовед, сотрудник Института теории и истории архитектуры им. А.В.Щусева, жена Д.В.Фомина.