МИКОЯН Артём Иванович (1905–1970)
Авиаконструктор. Академик АН СССР (1968; член-корреспондент 1953).
Генерал-полковник инженерно-технической службы (1967). Дважды Герой
Социалистического Труда (1956, 1957). Родился 23.7(5.8).1905 в селе
Санаин, ныне Туманянского района Армении. Член КПСС с 1925. С 1923
работал токарем сначала на заводах в Ростове-на-Дону, позднее на
московском заводе «Динамо». После службы в Красной Армии поступил
(1931) в Военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского.
По окончании академии (1936) работал военным представителем на
авиационном заводе, а затем заместителем начальника КБ этого завода.
С 1940 главный конструктор опытно-конструкторского бюро по
самолётостроению, с марта 1942 директор и главный конструктор
опытного завода № 155 (ОКБ–155; с 1971 его имени), с 1956
генеральный конструктор. В 1940 под руководством Микояна (совместно
с М. И. Гуревичем) был создан истребитель МиГ–1, предназначенный для
ведения воздушного боя на больших высотах. В том же 1940 самолёт был
модифицирован (МиГ–3), применялся на фронтах Великой Отечественной
войны 1941—45. Микоян — один из пионеров реактивной авиации в СССР.
Создал ряд сверхзвуковых реактивных самолётов-истребителей
(фронтовых и перехватчиков), многие из которых изготовлялись
большими сериями и длительное время находились на вооружении ВВС
СССР и других стран. Среди них: первый отечественный истребитель с
турбореактивными двигателями МиГ–9 (И–300, 1946); МиГ–15 (И–310,
1947, максимальная скорость 1050 км/ч) — первый (вместе с Ла–15)
серийный истребитель со стреловидным крылом; МиГ–17 (И–330, 1949,
1115 км/ч); первый серийный сверхзвуковой истребитель МиГ–19 (1954,
1450 км/ч, с первым отечественным форсажным турбореактивным
двигателем с осевым компрессором); МиГ–21Ф с треугольным крылом
(1957, 2175 км/ч) — выпускался около 20 лет в различных модификациях
и стал самым массовым истребителем мира. Последние самолёты,
созданные под руководством Микояна: первый в мире истребитель с
изменяемой в полёте стреловидностью крыла МиГ–23 (1967, 2500 км/ч);
первый в мире высотный скоростной истребитель-перехватчик МиГ–25
(1964, скорость полёта более 3000 км/ч; в 1970 принят на вооружение
авиации ПВО; установлено 29 мировых рекордов, из них 3 абсолютных).
На самолётах, разработанных под руководством Микояна, установлено 55
мировых рекордов. Микоян создал школу в самолётостроении, воспитал
многих высококвалифицированных конструкторов. Микоян — депутат
Верховного Совета СССР 3—8-го созывов. Государственная премия СССР
(1941, 1947, 1948, 1949, 1952, 1953). Ленинская премия (1962).
Награждён 6 орденами Ленина, 4 другими орденами, а также медалями.
Жил на Мясницкой улице, 13 (1930-е); улице Серафимовича, 2
(1943—63); в Леонтьевском переулке, 15 (с 1964). Скончался 9.12.1970
в Москве.
А.И.Микояну установлена
мемориальная доска на улице
Серафимовича, дом 2.
Брат Ан.И.Микояна.
Вместе с А.И.Микояном похоронена
Микоян Зоя Ивановна,
урожд. Лисицына (1915–2000), жена А.Микояна.