Памятник на могиле Веснина В.А. (1882–1950), на Новодевичьем кладбище (1–33–4).

ВЕСНИН Леонид Александрович (1880–1933)

 

Архитектор. Родился 28.11(10.12).1880 в Нижнем Новгороде. Учился в Петербургской АХ (1901—09) у Л. Н. Бенуа. Профессор Московского высшего технического училища (1923—31) и Московского архитектурного института (1932—1933). Член ОСА (Объединение современных архитекторов; с 1925). Награждён орденом Трудового Красного Знамени. Скончался 8.10.1933 в Москве.

 

ВЕСНИН Виктор Александрович (1882–1950)

 

Архитектор. Академик АН СССР (1943). Родился 28.3(9.4).1882 в Юрьевце, ныне Ивановской области. Учился в Институте гражданских инженеров в Петербурге (1901—1912). Член ОСА (с 1925). Депутат Верховного Совета СССР 1-го и 2-го созывов. Первый президент (1939—49) Академии архитектуры СССР, ответственный секретарь Союза советских архитекторов (1939—1949). Профессор Московского высшего технического училища (1923—31) и Московского Вхутемаса-Вхутеина (1921—30). Награждён орденом Ленина, 3 другими орденами, а также медалями. Скончался 17.9.1950 в Москве.

 

ВЕСНИН Александр Александрович (1883–1959)

 

Архитектор. Родился 16(28).5.1883 в Юрьевце. Учился в Институте гражданских инженеров в Петербурге (1901—12). Участвовал в работе Инхука (Института художественной культуры; 1921—24), входил в архитектурную группу ЛЕФа (1924). Председатель ОСА (1925—1931), ответственный редактор журнала «Современная архитектура» (1926—30). Преподавал в московском Вхутемасе-Вхутеине (1921—30) и Московском архитектурном институте (до 1936). Почётный член Академии строительства и архитектуры СССР (1956—59). Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Скончался 7.11.1959 в Москве.

 

Среди дореволюционных работ братьев Весниных выделяются особняки, стилизованные под архитектуру русского классицизма (дом Сироткина, ныне Художественный музей, в Нижнем Новогороде, 1913, и другие). В конторских, торговых и промышленных зданиях этого периода (банк на Кузнецком мосту в Москве, 1913, и другие) проявились черты рационализма (использование каркаса, больших остеклённых поверхностей). В первые годы Советской власти Веснины (работавшие в это время порознь) активно выступали в области архитектуры, направленной на удовлетворение насущных потребностей общества (проекты новых типов жилых домов для рабочих Леонида Веснина, промышленные сооружения Виктора Веснина). Веснины интенсивно внедряли новые конструкции и материалы, влиявшие на появление новых архитектурных форм. В становлении новых принципов архитектурно-художественного формообразования в творчестве Весниных важную роль сыграли и театр, работы Александра Веснина, создававшего на сцене некие архитектурные объёмы из ажурных многоярусных конструкций с динамическими элементами — лифтами, колёсами, транспортёрами («Человек, который был четвергом» Честертона в московском Камерном театре, 1923). С 1923 Веснины создают коллективные проекты, многие из которых стали вехами в развитии советской архитектуры. С 1925 возглавляют направление, известное под названием конструктивизм. Веснины и другие его представители придавали большое значение поискам новых в социальном отношении типов зданий и подчёркивали важность функционально-конструктивной основы здания. В начале 20-х годов основное внимание Веснины уделяли выявлению эстетических возможностей новых конструкций и материалов, дающих возможность замены глухих стен остеклённым каркасом (конкурсные проекты для Москвы: Дворец труда, 1923; Московское отделение газеты «Ленинградская правда», 1924; акционерное общество Аркос, 1924). В архитектурных формах произведений 2-й половины 20-х годов выявлялось прежде всего их функциональное назначение (так называемый функциональный метод), то есть, учитывались требования функционального процесса (взаимосвязь отдельных помещений, учёт движения посетителей) путём рациональной организации плана и оборудования зданий. Широко использовалась павильонная композиция — деление сооружения на отдельные различные по назначению корпуса, соединённые переходами и коридорами, благодаря чему по мере обхода здания возникали новые ракурсы, менялось соотношение объёмов и пространства (бывший дом Общества политкаторжан в Москве, 1931—34, ныне Театр киноактёра; рабочие клубы в Баку, 1928—32; Дворец культуры Пролетарского района в Москве, 1-я очередь — 1930—34, ныне Дворец культуры ЗИЛ). Среди других значительных произведений Весниных этого периода — Универмаг на Красной Пресне в Москве (1927), Днепровская ГЭС. Проекты Весниных, созданные после 1932, выполнены с общей для советской архитектуры ориентацией на использование классических традиций прошлого.

БСЭ

Братьям Весниным установлена мемориальная доска в Денежном переулке, дом 12.

 

Вместе с Л.А., В.А. и А.А. Весниными похоронены:
Веснина Анна Александровна (1901–1938), архитектор;
Багриновская Вера Павловна (1864–1953), мать Н.Весниной, Е.Багриновской, О.М.Вавиловой;
Веснина Лидия Александровна (1884–1969);
Багриновская Екатерина Михайловна (1896–1978), литературовед, переводчик;
Веснина Наталья Михайловна, урожд. Багриновская (1891–1985), певица, жена В.Веснина.