ВЕСНИН Леонид Александрович (1880–1933)
Архитектор. Родился 28.11(10.12).1880 в Нижнем Новгороде. Учился в
Петербургской АХ (1901—09) у Л. Н. Бенуа. Профессор Московского
высшего технического училища (1923—31) и Московского архитектурного
института (1932—1933). Член ОСА (Объединение современных
архитекторов; с 1925). Награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Скончался 8.10.1933 в Москве.
ВЕСНИН Виктор Александрович (1882–1950)
Архитектор. Академик АН СССР (1943). Родился 28.3(9.4).1882 в
Юрьевце, ныне Ивановской области. Учился в Институте гражданских
инженеров в Петербурге (1901—1912). Член ОСА (с 1925). Депутат
Верховного Совета СССР 1-го и 2-го созывов. Первый президент
(1939—49) Академии архитектуры СССР, ответственный секретарь Союза
советских архитекторов (1939—1949). Профессор Московского высшего
технического училища (1923—31) и Московского Вхутемаса-Вхутеина
(1921—30). Награждён орденом Ленина, 3 другими орденами, а также
медалями. Скончался 17.9.1950 в Москве.
ВЕСНИН Александр Александрович (1883–1959)
Архитектор. Родился 16(28).5.1883 в Юрьевце. Учился в Институте
гражданских инженеров в Петербурге (1901—12). Участвовал в работе
Инхука (Института художественной культуры; 1921—24), входил в
архитектурную группу ЛЕФа (1924). Председатель ОСА (1925—1931),
ответственный редактор журнала «Современная архитектура» (1926—30).
Преподавал в московском Вхутемасе-Вхутеине (1921—30) и Московском
архитектурном институте (до 1936). Почётный член Академии
строительства и архитектуры СССР (1956—59). Награждён орденом
Трудового Красного Знамени и медалями. Скончался 7.11.1959 в Москве.
Среди дореволюционных работ братьев Весниных выделяются особняки,
стилизованные под архитектуру русского классицизма (дом Сироткина,
ныне Художественный музей, в Нижнем Новогороде, 1913, и другие). В
конторских, торговых и промышленных зданиях этого периода (банк на
Кузнецком мосту в Москве, 1913, и другие) проявились черты
рационализма (использование каркаса, больших остеклённых
поверхностей). В первые годы Советской власти Веснины (работавшие в
это время порознь) активно выступали в области архитектуры,
направленной на удовлетворение насущных потребностей общества
(проекты новых типов жилых домов для рабочих Леонида Веснина,
промышленные сооружения Виктора Веснина). Веснины интенсивно
внедряли новые конструкции и материалы, влиявшие на появление новых
архитектурных форм. В становлении новых принципов
архитектурно-художественного формообразования в творчестве Весниных
важную роль сыграли и театр, работы Александра Веснина, создававшего
на сцене некие архитектурные объёмы из ажурных многоярусных
конструкций с динамическими элементами — лифтами, колёсами,
транспортёрами («Человек, который был четвергом» Честертона в
московском Камерном театре, 1923). С 1923 Веснины создают
коллективные проекты, многие из которых стали вехами в развитии
советской архитектуры. С 1925 возглавляют направление, известное под
названием конструктивизм. Веснины и другие его представители
придавали большое значение поискам новых в социальном отношении
типов зданий и подчёркивали важность функционально-конструктивной
основы здания. В начале 20-х годов основное внимание Веснины уделяли
выявлению эстетических возможностей новых конструкций и материалов,
дающих возможность замены глухих стен остеклённым каркасом
(конкурсные проекты для Москвы: Дворец труда, 1923; Московское
отделение газеты «Ленинградская правда», 1924; акционерное общество
Аркос, 1924). В архитектурных формах произведений 2-й половины 20-х
годов выявлялось прежде всего их функциональное назначение (так
называемый функциональный метод), то есть, учитывались требования
функционального процесса (взаимосвязь отдельных помещений, учёт
движения посетителей) путём рациональной организации плана и
оборудования зданий. Широко использовалась павильонная композиция —
деление сооружения на отдельные различные по назначению корпуса,
соединённые переходами и коридорами, благодаря чему по мере обхода
здания возникали новые ракурсы, менялось соотношение объёмов и
пространства (бывший дом Общества политкаторжан в Москве, 1931—34,
ныне Театр киноактёра; рабочие клубы в Баку, 1928—32; Дворец
культуры Пролетарского района в Москве, 1-я очередь — 1930—34, ныне
Дворец культуры ЗИЛ). Среди других значительных произведений
Весниных этого периода — Универмаг на Красной Пресне в Москве
(1927), Днепровская ГЭС. Проекты Весниных, созданные после 1932,
выполнены с общей для советской архитектуры ориентацией на
использование классических традиций прошлого.
БСЭ
Братьям Весниным установлена
мемориальная доска в Денежном переулке, дом 12.
Вместе с Л.А., В.А. и А.А. Весниными похоронены:
Веснина Анна Александровна
(1901–1938), архитектор;
Багриновская Вера Павловна
(1864–1953), мать Н.Весниной, Е.Багриновской,
О.М.Вавиловой;
Веснина Лидия Александровна
(1884–1969);
Багриновская Екатерина Михайловна
(1896–1978), литературовед, переводчик;
Веснина Наталья Михайловна,
урожд. Багриновская (1891–1985), певица, жена В.Веснина.