ХОМЯКОВ Алексей Степанович (1804–1860)
Русский религиозный философ, поэт, публицист; основатель
славянофильства. Член-корреспондент Петербургской АН (1856). Родился
1(13).5.1804 в Москве. Из старинного дворянского рода. Получил
домашнее образование, сдал экзамен в Московском университете на
степень кандидата математических наук. Был близок московскому кружку
«любомудров». Сотрудничал в журнале «Европеец», «Москвитянин»,
«Русская беседа», был председателем общества любителей русской
словесности при Московском университете (1858—60). Сторонник отмены
крепостного права путём реформы. В самодержавии видел единственно
возможную для России политическую власть, но предлагал созыв
Земского собора и ряд других либеральных реформ (свободное выражение
общественного мнения, отмена смертной казни и т.п.). Статьей
Хомякова «О старом и новом» (1839), распространявшейся в списках,
датируется возникновение славянофильства. Творчеству Хомякова
свойственна полемическая направленность (критика католицизма,
протестантизма, западников, немецкого классического идеализма и
др.). В центре его воззрений — учение о «соборности»
(«кафоличности», цельности, внутренней полноте), характеризующей
природу не только христианской церкви, но также человека, общества,
процессов познания и творчества. Тем самым «соборность» трактуется
Хомяковым как общий метафизический принцип устроения бытия —
множество, собранное силой любви в «свободное и органическое
единство» (противоположный тип — «ассоциация», формальное, внешнее
соединение множества элементов). В дальнейшем это учение Хомякова
стало одной из основ концепций всеединства и личности в русской
религиозной философии (Вл. С. Соловьев, Е. Н. Трубецкой, П. А.
Флоренский, Л. П. Карсавин, С. Л. Франк). Существование человека, по
Хомякову, динамично: он наделён способностью устремляться к бытию,
Богу, но для сохранения этой устремлённости необходимо особое
состояние, «истинная вера», когда всё многообразие духовных и
душевных сил человека собрано в живую и стройную цельность (важную
роль в этом Хомяков отводил воле). Вера — это одновременно «познание
и жизнь», «живознание». В социальной философии противопоставление
«соборности» и «ассоциативности» выступает у Хомякова в виде
антитезы общины и «дружины» (или «коммуны»), «истинного братства» и
«условного договора» и т.д.; идеализируя русскую крестьянскую
общину, он усматривает в ней наибольшее приближение к общественному
идеалу. Мировая история, по Хомякову, это история народов, каждый из
которых мыслится в духе романтизма как коллективная личность, «живое
лицо», наделённое неповторимым обликом, характером и историческим
призванием. Ход национальной истории определяется у Хомякова
соотношением начал «ассоциативности» и «соборности» в духовных
истоках нации; с этой же антитезой связано и возведение в «Записках
о всемирной истории» всех мировых религий и культур к двум началам —
«кушитскому» (покорность необходимости — вещественный или
логический, религиозный магизм и т.п.) и «иранскому» (свободная
стихия духа, личности, устремлённость к творчеству, нравственное
самосознание и т.д.). Специфический характер русской истории
Хомяков, как и другие славянофилы, усматривал в православии как
единственном источнике просвещения на Руси, в «мирном» процессе
образования русской нации, в общинном начале как основе
общественного устройства. Усвоение высшим сословием «чужеродных»
начал западной цивилизации привело, по Хомякову, к разрыву между
«просвещённым обществом» и народом, достигшему апогея в
послепетровскую эпоху; возвращение к исконным началам — единственный
путь к созданию самобытной национальной культуры. В рамках этой
культурно-исторической и социальной утопии славянофилов Хомяков, в
отличие от И. В. Киреевского и К. С. Аксакова, более критически
относился к ранним этапам русской истории. Поэтические произведения
Хомякова — стихотворные трагедии «Ермак» и «Дмитрий Самозванец»,
лирические стихотворения — тесно связаны с его философскими и
историческими воззрениями, проникнуты гражданским пафосом («России»
и др.). Скончался 23.9(5.10).1860 в селе Ивановское, ныне
Данковского района Липецкой области.
БСЭ
А.С.Хомякову установлена
мемориальная доска в Даниловом
монастыре.
Вместе с А.С.Хомяковым похоронена
Хомякова Екатерина Михайловна,
урожд. Языкова (1817–1852), жена А.Хомякова, сестра
Н.М.Языкова.
Останки Е. и А. Хомяковых перенесены в 1931 с кладбища Данилова
монастыря.