НЕЖДАНОВА Антонина Васильевна (1873–1950)
Певица (лирико-колоратурное сопрано). Народная артистка СССР
(6.9.1936). Доктор искусствоведения (1944). Герой Труда (1925).
Родилась 4(16).6.1873 в селе Кривая Балка, ныне Саратского района
Одесской области. Родители Неждановой — сельские учителя. С 7 лет
Нежданова пела (часто солировала) в церковных и сельских хорах. В
1899—1902 училась в Московской консерватории (класс У. Мазетти); по
окончании дебютировала на сцене Большого театра в партии Антониды
(«Иван Сусанин» Глинки). В течение первых сезонов исполнила свои
лучшие партии: Джильда, Людмила («Риголетто» Верди, «Руслан и
Людмила» Глинки, 1902), Розина («Севильский цирюльник» Россини,
1903), Татьяна («Евгений Онегин» Чайковского, 1906), Снегурочка,
Шемаханская царица («Снегурочка», 1907, «Сказка о царе Салтане»,
1909, Римского-Корсакова), Эльза («Лоэнгрин» Вагнера, 1908) и др. В
1912 с успехом гастролировала в Париже (театр «Гранд-Опера»). В том
же году исполнила партию Марфы («Царская невеста»
Римского-Корсакова). Постоянным партнёром Неждановой был Л. В.
Собинов. Их дуэты — образец совершеннейших по своей гармоничности и
воспроизведению на сцене созданий оперной классики. Обладая свежим,
кристальной чистоты сопрано нежного тембра, Нежданова в результате
упорных занятий значительно расширила диапазон своего голоса,
достигла полноты звучания во всех регистрах, широкой кантилены,
блестящей виртуозной колоратуры. В работе над сценическим
воплощением партий Нежданова пользовалась советами Ф. И. Шаляпина,
М. Н. Ермоловой, К. С. Станиславского, однако главное внимание
уделяла вокальному образу. В её художественной палитре — русская
распевность, задушевная лирика (Антонида, Марфа), светлое (Джильда)
и задорно-игривое (Розина) звучание колоратур, их
загадочно-таинственная и вместе с тем ироничная окраска (Шемаханская
царица). В концертный репертуар певицы (выступала с 1902; в ансамбле
с аккомпанировавшими ей С. В. Рахманиновым, А. С. Аренским, А. К.
Глазуновым, А. Н. Скрябиным, позднее с Н. С. Головановым) входили
произведения С. В. Рахманинова, П. И. Чайковского, Л. Бетховена, Ф.
Шуберта, И. Ф. Стравинского, русские народные песни, романсы. В
советское время Нежданова участвовала в шефских концертах для
рабочих, крестьян, воинов Красной Армии. С 1924 выступала на радио.
Концертировала за рубежом (1922) и в городах СССР. Исполнила ряд
новых партий: Царевна-лебедь («Сказка о царе Салтане»
Римского-Корсакова), Парася («Сорочинская ярмарка» Мусоргского),
Нинетта («Любовь к трём апельсинам» Прокофьева). С 1936 преподавала
в студии Большого театра, затем в Оперной студии К. С.
Станиславского. С 1943 профессор Московской консерватории. Автор
статей о творчестве Римского-Корсакова, Рахманинова, Собинова.
Государственная премия СССР (1943). Награждена 2 орденами Ленина,
орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Скончался 26.6.1950 в
Москве.
БСЭ
А.В.Неждановой установлена
мемориальная доска в Брюсовом
переулке, дом 7.
На доме по адресу Большой Кисловский переулок, дом 4, где жила
А.В.Нежданова, установлена
охранная табличка.
Жена Н.С.Голованова.
Вместе с А.В.Неждановой похоронены:
Голованов Семён Яковлевич
(1859–1914), портной, отец Н.С. и О.С. Головановых;
Нежданова Мария Николаевна,
урожд. Филонова (1848–1924), учительница народного училища, мать
А.Неждановой;
Пароконный Антон Власьевич
(1864–1943), учитель народного училища;
Голованова Елизавета Тимофеевна
(1864–1947), жена С.Голованова, мать Н.С. и О.С. Головановых;
Нежданова-Пароконная Нина Васильевна
(1876–1957), учительница народного училища, жена А.Пароконного.