Памятник на могиле Неждановой А.В. (1873–1950), ск. М.Аникушин, арх. Ф.Гепнер, на Новодевичьем кладбище (3–23–2). Нажмите левую кнопку мыши чтобы увидеть фрагмент памятника крупно.

НЕЖДАНОВА Антонина Васильевна (1873–1950)

 

Певица (лирико-колоратурное сопрано). Народная артистка СССР (6.9.1936). Доктор искусствоведения (1944). Герой Труда (1925). Родилась 4(16).6.1873 в селе Кривая Балка, ныне Саратского района Одесской области. Родители Неждановой — сельские учителя. С 7 лет Нежданова пела (часто солировала) в церковных и сельских хорах. В 1899—1902 училась в Московской консерватории (класс У. Мазетти); по окончании дебютировала на сцене Большого театра в партии Антониды («Иван Сусанин» Глинки). В течение первых сезонов исполнила свои лучшие партии: Джильда, Людмила («Риголетто» Верди, «Руслан и Людмила» Глинки, 1902), Розина («Севильский цирюльник» Россини, 1903), Татьяна («Евгений Онегин» Чайковского, 1906), Снегурочка, Шемаханская царица («Снегурочка», 1907, «Сказка о царе Салтане», 1909, Римского-Корсакова), Эльза («Лоэнгрин» Вагнера, 1908) и др. В 1912 с успехом гастролировала в Париже (театр «Гранд-Опера»). В том же году исполнила партию Марфы («Царская невеста» Римского-Корсакова). Постоянным партнёром Неждановой был Л. В. Собинов. Их дуэты — образец совершеннейших по своей гармоничности и воспроизведению на сцене созданий оперной классики. Обладая свежим, кристальной чистоты сопрано нежного тембра, Нежданова в результате упорных занятий значительно расширила диапазон своего голоса, достигла полноты звучания во всех регистрах, широкой кантилены, блестящей виртуозной колоратуры. В работе над сценическим воплощением партий Нежданова пользовалась советами Ф. И. Шаляпина, М. Н. Ермоловой, К. С. Станиславского, однако главное внимание уделяла вокальному образу. В её художественной палитре — русская распевность, задушевная лирика (Антонида, Марфа), светлое (Джильда) и задорно-игривое (Розина) звучание колоратур, их загадочно-таинственная и вместе с тем ироничная окраска (Шемаханская царица). В концертный репертуар певицы (выступала с 1902; в ансамбле с аккомпанировавшими ей С. В. Рахманиновым, А. С. Аренским, А. К. Глазуновым, А. Н. Скрябиным, позднее с Н. С. Головановым) входили произведения С. В. Рахманинова, П. И. Чайковского, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, И. Ф. Стравинского, русские народные песни, романсы. В советское время Нежданова участвовала в шефских концертах для рабочих, крестьян, воинов Красной Армии. С 1924 выступала на радио. Концертировала за рубежом (1922) и в городах СССР. Исполнила ряд новых партий: Царевна-лебедь («Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова), Парася («Сорочинская ярмарка» Мусоргского), Нинетта («Любовь к трём апельсинам» Прокофьева). С 1936 преподавала в студии Большого театра, затем в Оперной студии К. С. Станиславского. С 1943 профессор Московской консерватории. Автор статей о творчестве Римского-Корсакова, Рахманинова, Собинова. Государственная премия СССР (1943). Награждена 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Скончался 26.6.1950 в Москве.

БСЭ

А.В.Неждановой установлена мемориальная доска в Брюсовом переулке, дом 7.
На доме по адресу Большой Кисловский переулок, дом 4, где жила А.В.Нежданова, установлена охранная табличка.

 

Жена Н.С.Голованова.

 

Вместе с А.В.Неждановой похоронены:
Голованов Семён Яковлевич (1859–1914), портной, отец Н.С. и О.С. Головановых;
Нежданова Мария Николаевна, урожд. Филонова (1848–1924), учительница народного училища, мать А.Неждановой;
Пароконный Антон Власьевич (1864–1943), учитель народного училища;
Голованова Елизавета Тимофеевна (1864–1947), жена С.Голованова, мать Н.С. и О.С. Головановых;
Нежданова-Пароконная Нина Васильевна (1876–1957), учительница народного училища, жена А.Пароконного.