Памятник на могиле Маркова Д.С. (1905–1992), ск. В.К.Фетисов, на Новодевичьем кладбище (10–6–15).

МАРКОВ Дмитрий Сергеевич (1905–1992)

 

Авиаконструктор. Герой Социалистического Труда (12.7.1957). Родился в сентябре 1905 в Санкт-Петербурге. В 1930 окончил МВТУ. С 1928, еще учась в институте, работал на заводе № 1 инженером-конструктором, а после окончания института был начальником конструкторского отдела, а затем гланвым инженером завода. Под руководством Н. Н. Поликарпова доводил на заводе серийные самолёты истребитель И–7 и самолёт-разведчик Р–5. В 1938 был арестован, находился в заключении до 1941, в 1955 реабилитирован. Находясь в заключении, работал инженером-конструктором в особом техническом бюро НКВД. С 1941 работал помощником главного конструктора ОКБ–156 А. Н. Туполева, участвовал в доводке и сдаче в эксплуатацию бомбардировщика Ту–2. С 1947 заместитель главного конструктора ОКБ–156 (позже Московский машиностроительного завод «Опыт»), главный конструктор, заместитель генерального конструктора. Марков руководил работами по доводке, внедрению в серию бомбардировщика Ту–4 (первый отечественный носитель ядерного оружия). Следующей важной вехой в жизни и деятельности Маркова стал дальний реактивный бомбардировщик Ту–16 и на его основе пассажирский реактивный самолёт Ту–104. Руководил работами по созданию сверхзвуковых самолётов-бомбардировщиков Ту–98 и Ту–22, на начальном этапе создания Ту–134 и Ту–154 (позже руководителем проектов стал С. М. Егер), вплоть до Ту–96 и Ту–204. Большой вехой в деятельности Макрова был самолёт Ту–22 и его развитие до семейства самолётов-ракетоносцев Ту–22М различных модификаций. Доктор технических наук. Ленинская премия, 3 Государственных премии СССР. Награждён 3 орденами Ленина, другими орденами и медалями. Скончался 4.1.1992 в Москве.

 

Брат Г. С. Марковой, внук А. Я. Марковой.

 

Вместе с Д.С.Марковым похоронены:
Маркова Вера Анатольевна, урожд. Верховская (1903–1999), жена Д.Маркова;
Маркова Варвара Дмитриевна (1927–2014).