РЯЗАНОВ Эльдар Александрович (1927–2015)
Кинорежиссёр, драматург. Народный артист СССР (25.7.1984). Родился
18.11.1927 в Самаре. В 1950 окончил режиссёрский факультет ВГИКа
(мастерская Г. М. Козинцева). Начинал как документалист, в 1950—55
работал режиссёром на ЦСДФ, снимал сюжеты для киножурналов
(«Пионерия», «Советский спорт», «Новости дня»). В игровом кино
дебютировал музыкальным ревю «Весенние голоса» (с С. Н. Гуровым,
1955). Известность принесла одна из самых успешных отечественных
комедий 1950-х гг. — «Карнавальная ночь» (1956). Успехом
пользовались комедия положений «Девушка без адреса» (1958) и
музыкально-историческая комедия «Гусарская баллада» (1962). В это же
время была снята комедия с элементами фантастики и эксцентрики
«Человек ниоткуда» (1961). Творческим экспериментом явилась
постановка фильма «Дайте жалобную книгу» (1965), где стандартный для
тех лет сатирический сценарий снят на чёрно-белой плёнке в
максимально реалистичной манере, отчасти приближённой к
документальности. В нетипичном для советского кино жанре
трагикомедии фильм «Берегись автомобиля» (1966) в форме иронической
притчи рассказывал о драме идеалиста, тщетно пытающегося выстроить
свою индивидуальную утопию на базе нравственных постулатов советской
системы. Прощанием с надеждами и иллюзиями 1960-х гг. стали
трагикомедии «Зигзаг удачи» (1968) и «Старики-разбойники» (1971).
Опыт в жанре чисто эксцентрической комедии с погонями и трюками —
«Невероятные приключения итальянцев в России» (1973). Лирический и
сатирические интонации органично соединились в фильмах «Ирония
судьбы, или С лёгким паром!» (1975, Государственная премия СССР,
1977) и «Служебный роман» (1977, Государственная премия РСФСР им.
братьев Васильевых, 1979), а особую атмосферу им придало
использование музыки и песен-монологов, сопровождающих действие по
принципу внутреннего контрапункта. Широкий резонанс вызвали фильмы
«Гараж» (1979), «Вокзал для двоих» (1982), телефильм «О бедном
гусаре замолвите слово» (1980). В 1984 снял фильм «Жестокий романс»
— экранизацию пьесы «Бесприданница» А. Н. Островского. Сатирическая
трагикомедия «Забытая мелодия для флейты» (1987) повествует о драме
человека, загубившего свой талант музыканта ради чиновничьей
карьеры, а ироническая притча «Небеса обетованные» (1991) — о драме
интеллигенции во времена перестройки. Среди других фильмов:
«Предсказание» (1993), «День в семье президента» (документальный
телефильм, 1993), «Привет, дуралеи!» (1996), «Старые клячи» и «Тихие
омуты» (оба 2000), «Андерсен. Жизнь без любви» (2006). В 1987 снял
документальный фильм «Четыре встречи с Владимиром Высоцким». Автор и
режиссёр более 200 телепрограмм. В 1979—85 ведущий телепередачи
«Кинопанорама». С 2002 президент Российской академии
кинематографических искусств «Ника». В 2005 основал в Москве
киноклуб «Эльдар». Автор и соавтор сценариев фильмов, а также
текстов песен ко многим из них. Автор пьес (совместно с Брагинским)
«С лёгким паром» (1969), «Сослуживцы» (1972), «Родственники» (1973).
Снимался в эпизодах. Лауреат премии «Ника» за лучшую режиссёрскую
работу и в номинации «Честь и достоинство». Награждён 2 орденами
Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, российским
орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-й и 3-й степеней, медалями,
французским орденом Почётного легиона. Скончался 30.11.2015 в
Москве.
Сын С. М. Рязановой ([54]–4–3), во втором браке муж
Н. Г. Скуйбиной-Рязановой.